Кизический некрополь
На днях редакцию посетил известный казанский историк, автор многих книг и брошюр по истории православия в Казанском крае, в т.ч. и старых некрополей, Анатолий Елдашев. Его приход был связан с озабоченностью по поводу частичной реконструкции территории бывшего некрополя Кизического Свято-Введенского мужского монастыря как предстоящей зоны отдыха горожан. Своими исследованиями историк еще раз обращает внимание на бережное сохранение нашей обшей памяти, сохранение имен, внесших достойный вклад в развитие и процветание нашего края. Этой статьей автор открывает серию публикаций из малоизвестной широкому читателю истории старинных казанских некрополей.
Некрополь – важнейшая и наиболее уязвимая часть культурного наследия. Разрушение некрополей свидетельствует о духовной болезни всего общества. Послереволюционный вандализм, разрыв традиций, советский агрессивный атеизм, корысть и безразличие эксплуатационных служб – все это привело и приводит к гибели многих сотен памятников в исторических некрополях и ликвидации старых кладбищ.
Сказанное в полной мере относится и к казанским некрополям, в т.ч. и монастырским. До конца 1920-х годов в Казани функционировало семь монастырей, из них мужских – Свято-Успенский Зилантов, Спасо-Преображенский, Иоанно-Предтеченский, Свято-Введенский Кизический и Воскресенский Ново-Иерусалимский (Архиерейская дача), а также два женских – Казанско-Богородицкий и Свято-Троице-Феодоровский (преобразованный в 1900 г. из мужского). Все они имели свои некрополи. И все, к сожалению, не сохранились до наших дней.
Современный исследователь, изучающий историю возникновения, развития и разрушения Кизического Свято-Введенского мужского монастыря, а также монастырского кладбища, не может обойтись без подробнейших описаний обители и некрополя, которые оставили нам в конце XIX века видные казанские краеведы и общественные деятели – епископ Никанор, опубликовавший свои записки в 1891 – 1892 годах к 200-летию cо дня основания монастыря, и Николай Яковлевич Агафонов. Рукопись разысканий епископа Никанора объемом в 52 страницы хранится в фондах Национального архива Республики Татарстан.
Древнее монастырское кладбище с конца XVII века (монастырь был основан в 1691 году) находилось в монастырской роще между монастырем – современным ДК химиков и современным плавательным бассейном.
Оно состояло из пяти участков (по епископу Никанору – частей). На I участке захоронения производились с 1772 по 1889 гг. Он находился в особой ограде с каменными столбами и частоколом по левую сторону от Введенского храма. На II участке хоронили с 1794 по 1890 гг., он был к северо-востоку от алтаря храма. На III участке захоронения производили с 1782 по 1889 гг., он находился по левую сторону от храма. IV участок погоста был на правой стороне монастырской рощи, здесь хоронили с 1847 по 1891 гг. И наконец, пятый – по времени был наиболее поздний – находился в роще, по левую сторону от входа, здесь захоронения производили с 1825 по 1892 гг.
Анализируя исследования епископа Никанора, мы подсчитали, что на I участке имелось 55 захоронений, на II – 143, на III – 312, на IV – 156 и на V – 80. Всего – 746. Николай Агафонов в «Казанском некрополе» приводит список из 245 усопших на Кизическом некрополе,4 в основном тех же, что и епископ Никанор.
Подчеркнем, что это далеко не полные сведения о захоронениях. В списках епископа Никанора отсутствуют сведения о всех захоронениях конца XVII и XVIII столетий вплоть до 1772 года.
Необходимо отметить, что имеются пока еще не проверенные архивными данными сведения о том, что на этом погосте (почти за 40 лет до основания Кизической обители) производились захоронения умерших горожан в течение трех лет с 1654 по 1656 год от свирепствующей тогда в городе бубонной чумы.
Также мы не располагаем многими именами усопших и после 1892 года. По архивным сведениям, захоронения на погосте производились вплоть до 1932 года. Поэтому вполне резонно полагать, что на этом кладбище нашли свой последний приют не менее трех тысяч человек.
Судя по воспоминаниям современников да сохранившимся фотографиям, кладбище напоминало некрополь московского Донского монастыря и поражало обилием высокохудожественных произведений мемориальной скульптуры.
В советское время, особенно в 1950 – 1960-е годы, кладбище, как до этого и большая часть монастыря, было разрушено, хотя отдельные памятники и плиты простояли вплоть до начала 1970-х годов.
На монастырском кладбище хоронили титулованную знать, статских советников, именитых казанских граждан. Здесь нашли последнее упокоение многие известные люди города – губернаторы и градоначальники, профессора Казанского университета и ученые, просветители и духовенство, купцы, а также офицерство и лекари, цеховые и крестьяне.
На кладбище упокоилась братия Кизического монастыря, монахини Казанско-Богородицкой женской обители, было немало семейных захоронений дворянских и купеческих фамилий, почетных граждан нашего города, среди которых выделим Дрябловых, Каменевых, Баратаевых, Желтухиных, Хворовых, Котеловых, Мергасовых, Вениаминовых, Башариных, Апехтиных, Осокиных, Чертовых, Горталовых, Чемесовых, Поспеловых.
Среди упокоившихся на погосте – наместники Казанского наместничества – грузинский князь, тайный советник, генерал-майор Семен Михайлович Баратаев (Бараташвили) († 30 декабря 1798) и Вятского наместничества – казанский вице-губернатор Федор Федорович Желтухин († 1817); три гражданских губернатора – Александр Андреевич Аплечеев († 10 августа 1802), Борис Александрович Мансуров († 16 октября 1814), при нем в Казани открылся университет, граф Илья Андреевич Толстой († 21 марта 1820), дед Льва Толстого; 98-летний бывший казанский вице-губернатор, генерал-майор Мефодий (Нефед) Никитич Кудрявцев († 12 июля 1774), убитый бунтовщиками Емельяна Пугачева; четверо городских головы – Иван Федорович Дряблов († 24 ноября 1774), фабрикант, первый в истории Казани городской голова (1767 – 1769), Петр Григорьевич Каменев († 12 октября 1776), купец 1-й гильдии, третий по счету городской голова (1773 – 1775), происходил из татарского княжеского рода Мокуловых, Федор Иванович Хворов († 22 сентября 1830), ему выпала тяжелая забота по размещению эвакуированных из Москвы учреждений и беженцев осенью 1812 года, Герасим Семенович Мельников († 31 декабря 1840).
Здесь нашли свой последний приют известный казанский поэт, чье творчество высоко ценил А.С. Пушкин, Гаврила Петрович Каменев († 26 июля 1803), литератор, масон, филантроп, друг петербургского издателя Н.И. Новикова Савва Андреевич Москательников († 5 августа 1852); профессора Казанского императорского университета Петр Сергеевич Кондырев († 24 марта 1823), известный экономист, Илья Федорович Яковкин († 26 марта 1836), первый ректор университета, Иван Михайлович Симонов († 10 января 1855), выдающийся ученый, путешественник, астроном, открывший в кругосветном путешествии Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева Антарктиду, ректор университета, Александр Федорович Попов († 1 января 1879), ученик Н.И. Лобачевского, математик, Николай Осипович Ковалевский († 1891), крупный физиолог, ректор университета.
Эти и другие имена наших благочестивых предков выбиты на аналое поклонного креста, установленного 25 августа 2005 года на территории бывшего некрополя и освященного Архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием.
Все вышеперечисленное приводит нас к мысли о крайне осторожном и бережном отношении к бывшему монастырскому некрополю, как к почитаемому месту памяти предков.
Анатолий ЕЛДАШЕВ,
действительный член
Императорского православного палестинского общества.
Ах, какое трепетное отношение у православных к могилам. Но только ко своим - Анатолий ЕЛДАШЕВ почему-то не вспомнил о православном обычае строить фундаменты русских церквей и дачи епископов из надгробных камней, украденных из татарских могил.
Кому нужен этот памятник и тем бллее список православных чужаков. Нет надо перенести Некрополь в столицу Москва и установить под кремлевскими стенами. Боже ты мой какие титулы - действительный член императорского - вот уж рак пятится назад, а щука тянет в воду. Куда несешься русская тройка. В 19 век, а может 18 ? Ау , на дворе 21 век !
печально.
потомок обрусевших татар из штанов лезет
насчет могил православных
кстати получает медальки за заслуги-услуги
памятник татарам,погибшим при защите казани в 1552 -
где ?!!!
татары - дураки?
быдло?!!
или фсе же русские - СВИНЬИ?!!!!
Могилы трогать нельза - это грех. Но и делать из них предмет поклонения тоже не стоит.
Когда татары поставят памятник своим погибшим предкам, это будет первым признаком возродившегося татарского самосознания.
...когда татары поставят памятник...
когда Я стал финансово более-менее ,
поставил скромные памятники намогильные:
ДЕДУ по отцу
бабушке по отцу
отцу
до того поставил ограды:
всем вышеперечисленным и бабушке по матери -всем,
кто к тому моменту...
и мне было хорошо на душе.
был молодой - исполнил долг.
они до сих и стоят.
я сам уже большой.
общество русской культуры Татарстана предлагало создать памятник погибших защитников Казани, но реакции от властей нет.
И где он? Значит плохо предлагали.
Guest, 11.09.2014 в 17:14 а ты не ох--л?
Guest, 11.09.2014 в 17:14 а ты не ох--л?________
Тише на поворотах, сквернословие запрещается, с женщиной говоришь ? Да и газета ля умных.
14сент.передача по казанскому тв о татарах в первой мировой:
под берлином,в Цоссене,кладбище военнопленных.
и там "татарский камень" - памятник татарам,надпись арабским шрифтом.
смотритель кладбища рассказывает :
когда здесь рядом располагалась советская войсковая часть(группа войск в германии),русские
солдаты захаживали на кладбище и имели привычку
стрелять из АК по татарскому камню(показывает следы от пуль на памятнике).
ВО ДАЮТ РУСЫ!
везде,где появляется русский - ОСКВЕРНЯЕТ МОГИЛЫ.
испокон веку.
и они имеют нахальство учить нас "фсему хорошему"!
чего можно и чего низ-зя.
Да, по елдашеву осталось только возрождать никрополи и всякую чушь, надо елдашев живым помогать. Начни
Татарва ебаная заткнитесь продажные чурки! Аллах пидр!
иван алаша - бойся божьего возмездия !