Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории (ч.2)
Среди собравшихся присутствовал и Ермоген, священник Николо-Гостинодворской цекви. Он испросил у преосвященного Иеремии дозволение принять из земли на свои руки обретенную икону и по повелению архиепископа, понес ее в сопровождении духовенства и народа в ближайшую церковь св. Николая чудотворца Мир Ликийского.
По совершении в этом храме молебствия икона с торжеством была препровождена в Благовещенский собор и по пути шествия явила первое чудо – исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Другой слепец Никита получил тоже благодеяние от Владычицы, обрел зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери.
На другой день в соборном храме была совершена литургия. Архиепископ и градоначальники, сняв список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса от него, отправили все это в Москву, к царю Иоанну Васильевичу. Государь на месте обретения иконы повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа, устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону.
Матрона, обретшая святыню, постригшись в монашество под именем Мавры, была первой инокиней, а потом и настоятельницей этого монастыря.
Особенное уважение к чудотворному образу Богоматери имел царь Феодор Иоаннович. По его указу икона была возвращена в Казань, и на месте ее обретения около 1591 года и был основан Богородицкий девичий монастырь.
В 1595 году была построена каменная церковь, увеличен штат монашествующих. Тогда же Феодор Иоаннович повелевает обложить чудотворный образ Богоматери золотом и драгоценными камениями из царских сокровищ. Императрица Екатерина II в 1767 году, присутствуя в Казанском девичьем монастыре, украсила венец чудотворной иконы дорогими бриллиантами.
В конце XVI века икона была известна в России, но в основном она была местночтимая и в Казани празднование совершалось в день ее обретения 8 июля.
Особую славу она приобрела в «Смутное время», когда казанский отряд, отправившийся в 1611 году во второе ополчение, взял с собой список с иконы, который находился в войске К. Минина и Д. Пожарского. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов.
В первый воскресный день православные москвичи ходили с иконами на лобное место на Красной площади и благодарили Бога и Пречистую Его Матерь за избавление от супостата.
Михаил Федорович Романов в память об этом событии установил празднование в Москве Казанской иконы Божией Матери два раза в год: в день обретения святой иконы (8 июля) и в день освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября), с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, что на Сретенской улице, где князем Дмитрием Пожарским был помещен список с чудотворного образа.
15 октября 1636 года была освящена новопостроенная церковь в честь Казанской иконы на Красной площади в Москве (ныне восстановленный Казанский собор), а 3 октября 1647 года был освящен придел во имя святителей Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев. С этого времени оба крестные хода стали совершать в этот собор, куда и была перенесена икона, принадлежащая ополчению князя Д. Пожарского. Но до 1649 года праздник в честь чудотворной Казанской иконы, кроме Казани, совершаем был только в Москве.
В 1649 году царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия 21 октября 1648 года во время всенощной службы на праздник Казанской иконы Божией Матери, в благодарении Богу и пресвятой Богородицы установил день 22 октября праздновать по всей России.
С этого времени чудотворная Казанская икона Божией Матери стала одной из самых почитаемых в России, тысячи приходских и монастырских церквей освящались в ее честь. В течение почти 350 лет своего существования в Казанский Богородицкий монастырь непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. В него непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70 % доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь.
Многолюдны были крестные ходы в Казани, проводимые в основном летом. Последний раз крестный ход в память Казанской иконы Божией Матери устраивался 8 июля (21 июля по новому стилю) 1903 г., ибо через год она будет похищена.
Маршрут шествия пролегал из храма Казанско-Богородицкого женского монастыря через Соборный храм Благовещения, что в Казанском кремле, далее шел через Иоанно-Предтеченский монастырь и Никольскую церковь к Петропавловскому собору.
В истории России с Казанской иконой Божией Матери связано множество знаменательных и трогательных событий. Достаточно вспомнить, что список с иконы находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы или то, как М.И. Кутузов собственноручно вынес ее из Казанского собора на Красной площади, завернув в шинель, когда в конце августа 1812 года русские войска оставляли Москву. Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга стал главным памятником победы в этой войне.
Судьба иконы, к сожалению, трагична. В ночь на 29 июня 1904 года икона Казанской Божией Матери и стоящая рядом особо почитаемая икона Христа Спасителя были похищены из-за драгоценных окладов. Похитители вскоре были арестованы, но сами иконы, по показаниям преступников, были ими сожжены.
Однако гибель чудотворной иконы не остановила потока паломников к месту ее обретения. На месте похищенной святыни в соборе была установлена подаренная константинопольским патриархом Иоакимом III икона Божией Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей»).
Постройки монастыря
Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века занял обширный неправильной формы многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Красной (Большой Казанской), Красина (Поперечно-Казанской), Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. Древнейшие здания монастыря не сохранились, ныне существующие храмы и постройки относятся в основном к XIX веку.
К сожалению, утрачен главный собор монастыря, являвшийся архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находился чудотворный образ. Собор был построен вместо старого храма 1594 – 1596 гг. по проекту известного архитектора Ивана Старова под наблюдением казанского архитектора Филиппа Емельянова. На закладке собора 30 мая 1798 г. присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году храм был расписан и освящен.
Утрачена и шестиярусная монастырская колокольня высотой 55 метров (для сравнения, колокольня Петропавловского собора имеет в высоту 49 м), построенная, скорее всего, в первой половине XVII века. На месте собора и колокольни – ныне заасфальтированный двор за Крестовоздвиженской церковью.
Анатолий Елдашев
(Продолжение следует.)
Интересно, кто заставляет Рашита Ахметова помещать в газете всю эту православную чушь? Включишь телевизор - там реклама православия и патриарха с часами за 30 тысяч евро, откроешь газете - там православие, зайдешь в Интернет - там оно же! У вас что, в спонсорах РПЦ?
обЪясняю:с одной стороны-лимит,с другой-баланс,с третьей-затравка.нормальный АХМЕТОВ,с юмором притом.
Тогда для баланса ему надо напечатать соответствующее количество мусульманских статей и описаний борьбы ислама за выживание в условиях православного угнетения, а то какой-то дисбаланс получается. Как-никак, в Татарстане мусульмане в большинстве.
"Как-никак, в Татарстане мусульмане в большинстве." где это написано?
не надо показывать свое убожество и оскорбительно говорить о нашей общей истории. взаимное уважение начинается со знании истории, а не поиска балансов. татар малае.
Вот именно,взаимное уважение,а не в одну только сторону,и знание и публикация настоящей истории волжских татар-булгар,одного из коренных народов Среднего Поволжья и Покамья,а не та лжеистория состоящая из состряпанных лжеисториками фальсификаций и шовинистских придумок Ильминским,Ильиным и им подобными!