2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство История одного предательства
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

История одного предательства

20 ноября 2016 года
История одного предательства

     Садясь за чтение романа Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», я уже имел общее представление о содержании этого повествования. Но рецензий умышленно не читал, дабы не смазывать собственное представление, чтобы мое восприятие было по возможности интимным без примеси, если можно так выразиться, синдрома навязанного суждения. Уже после прочитал пару рецензий, где были изложены, проверены, высвечены основные фактологические недочеты в романе, несоответствия исторической действительности, парадигмальные надломы повествования и т.д.
     Особенно большую работу в этом плане провела М. Хабутдинова, которая по пунктам разобрала основные ошибки Гузель Яхиной в романе. Поэтому не буду детально останавливаться на этом, постараюсь обозначить, в чем же идеологический пафос сюжета, что двигало Яхиной при написании этого, по сути, клеветнического на татарскую жизнь, на традиционный национальный уклад, на ислам романа.
     Я не буду политкорректен, оговорюсь сразу, так как сам роман неполиткорректен.
     Этот роман не о любви, как может показаться кому-то на первый взгляд, и не о женской судьбе. Это роман об истории одного предательства. Роман о том, как ничтожен человек, лишившийся духовного измерения и подлинных корней!
     Гузель Яхина создала свое пространство, где разрывается гомогенное поле татарского мировоззрения, идентичности, ткань иероистории. Они для нее не имеют особого сакрального смысла, не звучат прекрасной мелодией в сердце. Это все она готова демонтировать.
     Роман, как пишут, «молодой татарской писательницы» (только вот в чем ее татарскость, чем она заслужила статус называться «татарской писательницей»? У индусов есть такое понятие «хиндутва» – индусскость, которое определяет, по каким критериям стоит считать человека индусом. Это же большая честь именоваться летописцем жизни, трагедии, переживаний, миросозерцания целого народа!), – это, конечно же, ода «безродному космополитизму» (уж простите за нарочитое использование терминов советской эпохи, так ведь роман тоже живописует картину тех лет). Видимо, годы работы в пиар-агентстве Москвы наложили свой неизгладимый отпечаток на восприятие Гузель Яхиной. Она понимает все нюансы манипуляции, где и за какие рычаги нужно дергать, какой несущий блок стоит убрать в основании коллективного бессознательного. Уж мы-то знаем, как тамошние умельцы орудуют технологией черного пиара. «Очернить? Пожалуйста! Только заплатите вон в то окошечко!».
     Долгие годы интеллектуального кружения в московско-либеральных кругах, где идейными попутчиками выступали всевозможные феминистки со смещенной оптикой восприятия, – это те ресурс и опыт, которые Гузель Яхина перенесла в замысел романа.
     Многие промоутеры Гузель Яхиной, даже не читавшие самого романа, полны восторга и восхищения: «Это прорыв, это про татар». В чем прорыв? В изящном навете на татарский традиционный уклад? Почему десятки блестящих романов талантливых татарских писателей не были столь восторженно встречены «знающей» публикой и власть имущими? Отчего такой непонятный интерес к Зулейхе?  Не потому ли, что она вывернула историю наизнанку и выставила татар в неприглядном свете?
     Роман, бесспорно, имеет идеологический окрас. Не в смысле того, что он ругает «красных в пользу белых» или наоборот. Гузель Яхина наносит точечные удары по узловым символам татарского народа. И это самое важное! Если убрать сюжетную надстройку романа, то перед нами ледяным торосом предстанет идеологический исполин, который с циничной и холодной расчетливостью выполняет свое дело по ментальному демонтажу символических и психосоматических основ татарского народа. Это своего рода роман Кочетова «Что же хочешь?». Только написан более грамотно, тонко, местами провокативно и демонстративно шокирующе.
     Конечно, она не пыталась показать лагерную жизнь людей 30-х годов. И вряд ли при всем ее таланте у нее бы это получилось. Для этого надо быть в этом, окунуть голову в холодной поток ужасного бытия ГУЛАГов. Это удалось Шаламову, человеку, который провел в ужасных сталинских лагерях 20 лет, но так и не был сломлен. Его «Колымские рассказы» – голая фактология зверств режима, которая заставляет стучать сердце в ритме тех, кто стал жертвой преступлений вождя всех народов. И ты понимаешь: это правда, мучительно-горькая, изматывающая душевные силы правда, а вот «Зулейха открывает глаза» – неправда. И неправда не только потому, что там много несоответствий, ошибок, сам сюжет ломаный, негладкий, а потому, что ты уже знаешь априори, изначально, еще до того, как увидел цитату Улицкой на обложке книги «Мощное произведение, прославляющее любовь и нежность в аду», что Яхина не может быть той, кто способен описывать драму татарского народа. Потому что это она не принадлежит к его культурно-духовному кругу.
     Можно предположить, что через образ Зулейхи Яхина психологически оправдывает саму себя. Зулейха родилась татаркой, но так ей и не стала по-настоящему. Ее образ соткан из сплошных противоречий, сомнений, разных лоскутов, содранных из плесневелых и заскорузлых одежд. Она, конечно же, не может рассуждать в идеологических терминах либерального мировосприятия о необходимости свободы, любви – она же «забитая селянка»! Но ее внутренние импульсы – это такие волевые позывы, отсылающие нас к французским энциклопедистам, для которых человек и природа и есть основные силовые линии мироздания. Через наивное язычество Зулейхи Яхина и пытается продать нам эту мысль. Ее Зулейха – стихийная космополитка, но зажатая тисками национальной ретроградной традиции, семьи, религии. Муж Муртаза – тиран, безмолвный символ инерции.
     Тут мы подходим к первому персонажу. Муртаза – это, без сомнения, на пару с его матерью, которую Зулейха издевательски называет Упыриха (столетняя слепая женщина), указание на сам татарский народ: патриархальный, могучий, но для женского восприятия грубый, замкнутый, находящий утешение лишь у матери своей. Тут Яхина наносит еще один ощутимый удар по символам. Два столпа любого традиционного общества: мать – хранительница уклада и муж – воин-добытчик предельно унижены Яхиной. Это делается сознательно, она их намеренно выставляет в таком неприглядном свете. Такая ненависть к патриархально-суровому принципу встречается у либерально-консюмеристской публики, которая не понимает, что есть вертикаль, а не только горизонт.
     Муртаза, несмотря на свою монументальность и грозный вид, лишь по сути маменькин сынок. Мальчик-с-пальчик, от которого Зулейха понесла четыре раза, и все родившиеся на свет девочки умерли в самом младенчестве. То есть Муртаза «неправильный», он не может зачать наследника-мужчину, продолжателя рода. Впрочем, в итоге он родит наследника, но так и не узнает об этом. Наследника Юзуфа, который, по замыслу Яхиной, олицетворяет полную противоположность его отца – тонкий, отзывчивый, склонный к прекрасному, творчеству. Муртаза, укорененный в почве, Юзуф же рожден вдали от родины, лишен связующей нити с корневищем, да и не рефлексирует на этот счет. Он мечтает уехать, его ничто не связывает с магнетизмом почвы, и в итоге он устремляется в Ленинград.
     Муртазу убивает чекист Игнатов, который становится впоследствии возлюбленным Зулейхи. Нет в книге сильных переживаний «безутешной вдовы». Да, умер, ее осмысление этого факта – лишь сожаление об утрате привычного.
     Игнатов со своими подчиненными конвоирует татарских кулаков в Казань. И тут автор вводит в ткань сюжета один эпизод. По пути колонна арестованных останавливается в одном селе, где их для ночевки размещают в мечети. И там этот самый Игнатов начинает совокупляться со своей сослуживицей Настасьей прямо в мечети… Для чего Яхина заостряет внимание на этом? Чтобы показать Игнатова полной антитезой Муртазе, который «не пропускал ни одной джумы»? Или чтобы еще более отвратить читателя от этого чекиста, для которого нет ничего святого? Но тогда отвращение должна вызывать и сама Зулейха, прыгнувшая к этому извергу в кровать. Но нет, Яхина старательно обеляет ее образ, рисуя ее очень благовоспитанной, стесняющейся чужого мужского взгляда.
     Игнатов – типичный представитель того озлобленного поколения, которое прорвалось к власти, не гнушаясь ничем для утверждения своего видения мира. Именно они сделали возможным массовый террор 30-х годов. Они были церберами режима, покорно и услужливо выполняя преступные приказы. Иван Игнатов – развратник-убийца, вот кого полюбила «кроткая Зулейха».
     Важный эпизод связан с родами Зулейхи, которые принимает «коллега» по несчастью Лейбе. Он, как нам сообщает Яхина, немец, профессор Казанского университета, светило науки, который был теоретиком медицины и практикующим хирургом, но его всегда увлекала гинекология (не будем здесь развивать тему фрейдизма, оставим для специалистов этот аспект). Лейбе страдает много лет необъяснимой болезнью. Он погружен в эскапизм, в вымышленный мир, его голову покрывает некий пузырь, который защищает его от суровой действительности внешнего мира. Он живет в своем мире грез, где всегда солнце и праздник. И вот он принимает роды, и эта слизь на голове мешает ему, противится тому, чтобы он вытащил из утробы Зулейхи новую жизнь. В итоге он делает волевое решение и раз и навсегда отбрасывает этот кокон эскапизма со своих плеч.
     Тут Яхина использует достаточно простой прием: Юзуф выступает как обновитель, как пульсирующий акт освобождения не только для Зулейхи, но и для больного Лейбе, долго мучившегося от непонятного состояния, то ли психологического, то ли физиологического. В какой-то момент кажется, что Яхина сорвется в аллегоризм, в Евангелические сказания об Иисусе, который общался с людьми в яслях... Да и подобранная пара Юзуф – Зулейха тоже должна указывать подсознанию об известной притче о двух влюбленных – Юсуфе (пророке) и Зулейхе. Должны придать двум персонажам книги сакрально-святой ареол носителей образа чистой, божественной любви, переливающейся эфиром благодати через все мыслимые границы и преграды. Юзуф – это пророк обновления, утверждающий своим появлением новую эпоху.
     Поселение, куда ссылают кулаков и прочий идеологически вредный элемент, это своеобразный полигон человечества, покинутый остров, где уживаются представители разных народов: чуваши, мари, татары, русские, северные народности, немцы, но нет, что удивительно, евреев! (может, цензоры не захотели, чтобы евреи присутствовали на этой фабрике по выращиванию нового Человека, евреи никогда не откажутся от своей национальной и религиозной идентичности). И вот в этой природной среде (вспомним вновь Руссо) вырастает новый человек – Юзуф, всечеловек, который интегрирует в себе все ипостаси универсального индивидуума: он знает французский (брал уроки у одной экзальтированной дамы-интеллигентки), прекрасно рисует (учителем выступает один художник-арестант), знает азы медицины (обучен Лейбе), освоил охотничье, рыболовное дело. Короче, парень, лишенный опеки биологического отца Муртазы (который, это очевидно читается меж строк, ничего подобного бы сыну дать не мог, деревня, одним словом), вбирает в себя все лучшее, что составляет матрицу «прекрасного». Намек на то, что, разорвав пуповину, связывающую его с национальным наследием предков, он обрел подлинный смысл, узрел настоящее небо, смог реализовать в себе весь потенциал, который заложен в таком всечеловеке, лишенном предрассудков религии, национальности, традиции, патриархальности.
     Юзуф не расспрашивает мать о своем биологическом отце, гены которого он носит, не интересуется о своей национальной и религиозной принадлежности. Французский язык важнее и нужнее татарского.
     Апофеозом романа становится карьерный крах Игнатова, которого увольняют из органов, но оставляют в поселении. Юзуф решает уехать в Ленинград и поступить там в академию художеств. Зулейха бросается к Игнатову с просьбой помочь. Тот после недолгих раздумий, пока он еще комендант лагеря и офицер НКВД, сжигает его метрику и выводит на бланке новую: «Иосиф Игнатов, 1930 года рождения. Мать – Зулейха Валиева, крестьянка. Отец – Иван Игнатов, красноармеец»…
     И вот уже не Юзуф, а Иосиф Игнатов на лодке уплывает по Ангаре вдаль, оставив мать и нового «отца» друг с другом. Новый человек уплывает в новый светлый мир.
     Таков итог долгого пути трансформации Юзуфа, который в итоге берет новое ФИО – убийцы своего отца.
     Это история одного большого предательства. История, которая разворачивается на глазах у нас, живущих сегодня в это смутно-испорченное время, народа, принимающего собственного убийцу за отца родного…
     Это история космополитов-манкуртов, это идеологическая мантра для тех, кто бредит либеральным мифом о всечеловеке. О дереве без корней.
     Это история об энтропии духа народа.
     Это история о том, что уже происходит с нами.
     Это история – напоминание всем тем, кто стоит крепко вопреки давлению циничного времени.

     Руслан АЙСИН.


Комментарии (84)
Guest, 20.11.2016 в 12:33

Невольно,обсуждая этот пасквиль на татарский народ,этой манкуртке делается реклама.

Guest, 20.11.2016 в 13:59

Guest, 20.11.2016 в 12:33
Напишите подлинную искреннюю историю. Читатели найдутся.
Кунак вон москвич, но тоже не пишет.
Бяда с вами!

Guest, 20.11.2016 в 15:40

Я роман не читал, по по его обсуждению понял, что он достоин Нобелевской премии по литературе. Получила же за подобное премию белорусская писательница.
Даешь Нобелесквую премию Яхиной!

Guest, 20.11.2016 в 22:58

У Яхиной уже 4 премии, другим мастерам не угнаться.

Guest, 21.11.2016 в 01:47

Это история космополитов-манкуртов, это идеологическая мантра для тех, кто бредит либеральным мифом о всечеловеке. О дереве без корней.

============

Спасибо за прекрасную, умную, аналитическую, а не эмоциональную (как это всегда бывает у татарофобов) статью уважаемому Руслану Айсину.
Дерево не может жить без корней, поэтому и эта вымышленная неправдоподобная история не будет долго популярной, т.к. у нее нет реальной основы, фундамента, ибо все это противоречит истории, традициям, религии, культуре и образу жизни татарского народа!
Но Яхина добилась поставленной цели - она, видимо, очень хотела понравится московским идеологам и всем татарофобам, мечтала вписаться в московскую "элитную" тусовку, получать награды и слушать сладкие одобрительные речи! Но она человек без корней, она оторвана от корней, поэтому вызывает жалость!

Guest, 21.11.2016 в 02:23

Поверим честности мнения
полному анархисту и свободному радикалу, как о себе написал Айсин Руслан, с его целыми двумя "любимыми" татарскими песенками почти сотни остальных?
А как же, обязательно поверим!
И так же препарируем всё, что он накропал - в его же обличительном стиле.
Понравится ему? Естественно!
Он думает, потоптавшись, Яхина послужит ему опорой.
А я думаю, он ошибается и у него с этой публикацией выйдет самострел.
Поймет ли анархо-радикал? Безусловно!

Guest, 21.11.2016 в 10:12

Он думает, потоптавшись,
______________________________________
Это ты так думаешь.
Не надо приписывать другим, в частности автору этого текста, свои фантазии.

Guest, 21.11.2016 в 10:36

Книжка Яхиной, самое главное, была одобрена РИСИ.
Раис Сулейманов, Гузель Яхина, Яна Амелина и пр., это одна компания.
Вспомним книжку Решетникова(если не ошибаюсь в фамилии) с его "новой" концепцией происхождения татар. Её "раструбить" не получилось. Компания РИСИ решила, что лучше "раструбить" то, что будет написано автором из татар.На это часть татар "клюнет". Их расчёт оправдался.
Это также знак для других "служилых татар" получить премии и оказаться в "тренде".
Раис Сулейманов книжкой Яхиной очень доволен. Сейчас он готовит клеветническую компанию против Камиля -муфтия Татарстана.
Дорогие татары, сохраняем здравый смысл и хладнокровие. Помним, что "яхинщина", это всего навсего очередной бздёх в антитатарской пропаганде, продолжающейся оккупантами с 1552 г.
От всей этой мерзости, мы всё равно освободимся.

Guest, 21.11.2016 в 11:19

Guest, 21.11.2016 в 10:12
Он думает, потоптавшись,///
Когда затевается критический вал в чей-либо адрес, нужно просчитывать последствия.
Имя себе на критике Яхиной не сделаешь. Наоборот, попадешь в такие списки, из которых дорожка начнет тянуться в сторону кашаповщины.
Осторожнее, ребята, критикуйте, без политизации и накручивания. Иногда лучше жевать. А мальчики пусть для начала читать научатся, прежде чем будут сочинять. Им же карьеру и судьбу свою строить. Яхина и дядям не по зубам.

Ну должно же быть чувство самосохранения. Что же вы как Александр Матросов??

Guest, 22.11.2016 в 08:55

Guest, 22.11.2016 в 05:52
Жаль вас, надеюсь автор с высшим образованием понятливее.

Татары Новосибирска , 22.11.2016 в 10:36

Дорогой Руслан Айсин!
Мы тебя помним, любим и очень сожалеем, что не приехал к нам осенью на наше мероприятие.
Успехов тебе во всём!

Рустем Зарипов, 22.11.2016 в 19:28

Не знаю почему, но на ум приходит высказывание Семюэля Джонсона, о том, что «такой патриотизм является последним прибежищем для негодяев.»...Есть у нас произведения унижающее национальное достоинсто, и они пишутся на нашем родном языке, за счет бюджета, о котором я бегло изложил в статье “Это какой то позор”..., которую решился опубликовать журнал “Идель”, даже разместил в своем блоге на апрель м-ц , но по указанию какого то лица она была снята оттуда через 15 дней после размещения и было наложено на ее публикацию табу, о чем известил главный редактор. Непонятно где же критики литературы находились до сих пор. Ведь до сих пор под рубоикой литературная критика шла одна хвалебная патока. Неужели ждали команду? И дождались? Или это критика одноразового использования по случаю?
Вы только посмотрите, какая толкотня пошла среди номинантов на ореол «радетелей нации» ...Как это смело, и главное за это ничего не будет.. Где же художник, чтобы запечатлеть буйство, при встрече с писательницей, в музее, на холсте?

Guest, 23.11.2016 в 01:14

Рустем Зарипов, 22.11.2016 в 19:20

Критики недальновидны.
Теперь очередь их книжонок сгореть в кострах. Но мы этого не допустим.
Пусть их Гений будет виден всем.
Скоро пойдут Награждения!
Тссс, никому!

Рустем Зарипов, 23.11.2016 в 10:17

С талантами местного возникновения, те кто хорошо устроился вокруг литературной кормушки справлялись без лишнего шума и пыли. Судьба талантливого поэта Эдуарда Мустафина ( мою статью на эту тему в полном объеме можно найти на сайтах газет «Великая Эпоха» http://www.epochtimes.ru/content/view/39183/2/ и «Звезда Поволжья» под названием «Озябшие цветы» ) в этом плане символична. . Эдуарда мало печатали. Очень долго он не мог издать свою первую книгу. Никак до него не доходила очередь. Но вот однажды, после долгих мытарств, вышла и его книжища с размером со спичечный коробок. Рядом с “талмудами” поэтов его “призыва”, это было, конечно же, циничным унижением, с тонким расчетом, убрать его с пути графоманов-лауреатов, штурмующих зияющие вершины Парнаса. Как многие не признанные талантливые люди, он запил…
Выступление единым фронтом на роман Яхиной, это уже выход оных на новый уровень, который , на мой взгляд потерпел полное фиаско. И так последние стихи Эдуарда Мустафина, в моем переводе.

ЭЙ, ПУТНИК, КУДА ТЫ ИДЕШЬ?
Куда идешь, ты, под такой дождь,
Зайди и просохни, уйми дрожь…
А если на то воля божья, что ж,
Оставайся, кто же гонит прочь.
Выпьем чаю до седьмого пота,
Наговоримся вволю про то, про это…
Можешь жить у меня, пока осень
Ведь, терпимо, холода не очень …
Яблоки достанем, нарвем цветы,
Свечечку для ужина добудем;
Вспомним юность, глупости, я и ты,
А про горести, конечно же, забудем..
Тебя окликнул ведь я не с проста,
Грустно одному мне, одиноко..
Журчит вода речушки у моста,
А тоска бьет в темя водопадом…
…И как память о прошлом, шквал ветров,
Вдруг срывает с дерева гнездо птицы…
И птица, одинокая, в полете
Будто врезается мне прямо в сердце.
Подожди, постой, не уходи,
Видишь мой костерок угасает
И душа моя, в тиши, глуши
К этому обстоятельству привыкает….
Не спеши, остановись, прошу,
Подуй на костер, ведь дым еще вьется;
Когда сердца рядышком и бьются…
А вот это, видимо, последнее, что он выдал.
S O S
Куда идти, куда податься ?
Такой вопрос встал ребром;
Перед кем, в чём оправдаться, —
Торча на улице, голым?..
Тут я мыкаюсь, там маюсь.
Нету крова, нет приюта;
“Бедным” назовут, ругаюсь, —
Горько это для поэта.
Не обрел я в жизни нишу,
В небожители не вышел,
Каковых ссылалили раньше,
За Урал, в Сибирь… и дальше
Полвека прожил и результат:
Угла нет, а хочу поспать…
С грустью о горячей пище,
Под голову камень ищу…
Там, где хозяин благороден,
Для всяких псов ночлег устроен;
А поэтам в нашем мире,
“Держи карман, и пошире…”
Это даже не жалоба,
Господа, а также дамы,
Это лишь в пустоту пальба
Холостыми патронами…
Может это сердца отзвук,
Что от боли ныл так долго;
Или молоточка отскок,
Что стучал по крышке гроба…
Может уже не далече ,
Кажется, все ближе Азял*;
Удивленных лиц предвижу:
“ — Но? Помер? Вот те на… А, жаль..”
“- То что отошел в мир иной,
Его характер тому виной…”
“- А слог его не так сочен,
Не шлифован, не отточен…”
…Я не шут вам, не взыщите,
Колюч, потому как дичок;
И что угодно пищите, —
Крылат, ярок, свеж мой стишок….

Успех вскружил головы и выступление единым фронтом на роман Яхиной, это уже выход на новый уровень, который , на мой взгляд потерпел полное фиаско.
…В один прекрасный день талантливый поэт Эдуард Мустафин после развода с женой оказался на улице и стал коротать свои дни в узких, многолюдных кабинетах редакций, иногда там и оставаясь на ночевку. Осенью он смог поселиться в неотапливаемую дачу одного из своих татарских поэтов-друзей, напоминающую курятник, сколоченную из досок разбираемых старых домов Казани.
Ему не сумели или не захотели выбить начальники нашей литературы и культуры одно место в каком-либо рабочем общежитии, хотя тогда правил наш дорогой Леонид Ильич и вопрос решался просто. Я говорю о месте в общежитии, понимая, что средства, отпускаемые на поддержание подлинной национальной культуры, литературы, журналистики у нацменов страны, по-видимому, как мертвому припарка. Даже то, что выбрасывается,словно кости собакам, тратится не на издание книг талантливых авторов, а на переиздание “именитых”, с милыми личиками, с лакеинкой, таскающих портфель, поднаторевших на мадригалах в адрес больших и малых “шишек”…
Эдуард Мустафин исчез как-то вдруг, и в конце концов его сочли почившим. Его мало печатали. Очень долго он не мог издать свою первую книгу. Никак до него не доходила очередь. Но вот однажды, после долгих мытарств, вышла и его книжища с размером со спичечный коробок. Рядом с “талмудами” поэтов его “призыва”, это было, конечно же, циничным унижением, с тонким расчетом, убрать его с пути графоманов-лауреатов, штурмующих зияющие вершины Парнаса. Как многие не признанные талантливые люди, он запил…
…Думаю, Эдуард сочинил одно свое стихотворение на дачно-садовом участке какого- либо своего друга. Представляется, что в огороде было уже все убрано, но на верхушках яблонь кое-где еще висели яблоки. А еще торчали, то там, то сям намокшие от осенних дождей, озябшие цветы… Эдуард, чтобы согреться, наверное, зажег костер и вдруг увидел, как какая- то женщина, может быть также без определенного места жительства, идет между дачами-хибарами бедных татарстанских поэтов.
ЭЙ, ПУТНИК, КУДА ТЫ ИДЕШЬ?
Куда идешь, ты, под такой дождь,
Зайди и просохни, уйми дрожь…
А если на то воля божья, что ж,
Оставайся, кто же гонит прочь.
Выпьем чаю до седьмого пота,
Наговоримся вволю про то, про это…
Можешь жить у меня, пока осень
Ведь, терпимо, холода не очень …
Яблоки достанем, нарвем цветы,
Свечечку для ужина добудем;
Вспомним юность, глупости, я и ты,
А про горести, конечно же, забудем..
Тебя окликнул ведь я не с проста,
Грустно одному мне, одиноко..
Журчит вода речушки у моста,
А тоска бьет в темя водопадом…
…И как память о прошлом, шквал ветров,
Вдруг срывает с дерева гнездо птицы…
И птица, одинокая, в полете
Будто врезается мне прямо в сердце.
Подожди, постой, не уходи,
Видишь мой костерок угасает
И душа моя, в тиши, глуши
К этому обстоятельству привыкает….
Не спеши, остановись, прошу,
Подуй на костер, ведь дым еще вьется;
Когда сердца рядышком и бьются…
А вот это, видимо, последнее, что он выдал.
S O S
Куда идти, куда податься ?
Такой вопрос встал ребром;
Перед кем, в чём оправдаться, —
Торча на улице, голым?..
Тут я мыкаюсь, там маюсь.
Нету крова, нет приюта;
“Бедным” назовут, ругаюсь, —
Горько это для поэта.
Не обрел я в жизни нишу,
В небожители не вышел,
Каковых ссылалили раньше,
За Урал, в Сибирь… и дальше
Полвека прожил и результат:
Угла нет, а хочу поспать…
С грустью о горячей пище,
Под голову камень ищу…
Там, где хозяин благороден,
Для всяких псов ночлег устроен;
А поэтам в нашем мире,
“Держи карман, и пошире…”
Это даже не жалоба,
Господа, а также дамы,
Это лишь в пустоту пальба
Холостыми патронами…
Может это сердца отзвук,
Что от боли ныл так долго;
Или молоточка отскок,
Что стучал по крышке гроба…
Может уже не далече ,
Кажется, все ближе Азял*;
Удивленных лиц предвижу:
“ — Но? Помер? Вот те на… А, жаль..”
“- То что отошел в мир иной,
Его характер тому виной…”
“- А слог его не так сочен,
Не шлифован, не отточен…”
…Я не шут вам, не взыщите,
Колюч, потому как дичок;
И что угодно пищите, —
Крылат, ярок, свеж мой стишок….

Guest, 23.11.2016 в 10:53

И так последние стихи Эдуарда Мустафина, в моем переводе.
_________________________________
Почему перевод?
Где оригинал?

Guest, 23.11.2016 в 11:44

Яхина теперь москвичка, слава Аллаху.
Останься она в этой культурной дыре, где как верно отметил Зарипов даже вершины ЗИЯЮТ, ее бы уже прикопали.

А так наши местные заткнутся, и как бы еще им не пришлось искать пятый угол.

===

Скоро они проявят чудесатую восточную хитрость, обернутся вокруг себя три раза, и как ни в чем не бывало начнут уже не поносить, а восхвалять Яхину. При чем восхваление, так же как и поношение, не будет иметь никаких пределов приличия. Словесного сахара и патоки с медом выльют на ее голову с большим запасом.

Хоть и Европа, а все же Азия-с, Восток!

Guest, 23.11.2016 в 12:39

Почему ты радетель талантов не помог Э.Мустафину.
Или болтать легче чем реально помогать.Ты же обеспеченный человек наверно.

Guest, 23.11.2016 в 13:21

Так в чем же талантливость в произведении Яхиной?
Не больше чем в фильме "Орда" мне кажется.
Когда то давно прочел роман Антонины Коптяевой "Дар земли".На примере трех поколений одной татарской семьи, в произведении описывалось начало становления нефтяной отрасли Татарстана и людей работющих в этой отрасли. Книжка конечно так себе по художественному достоинству была,но что получилась у писателя,так это показ как разрушалось татарское общество,семья,народная мораль.Коптяева писала конечно не об этом,произведение полностью отвечало критериям социалистического интернационализма,воспевания человека труда и т.д.Но меня поразило в произведении,как примитивно были описаны татарские персонажи,их слова,мысли.На фоне описываемых русских людей они выглядели как недочеловеки.Я потом понял,по прошествии времени,что эта писатель просто поверхностно знакома была с татарами.У нее не было цели унизить татар или возвысить русских,но невольно так получилось просто из-за незнания народа о котором она взялась писать.
Так и сейчас какой-нибудь "писатель"не владеющий полными представлениями о каком нибудь обществе,народе,будет писать такой же примитив,тем самым невольно унижая тех кого он описывает,хотя у него и не будет такой цели. Такие писатели и сейчас присутствуют.Ярким их представителем является русский патриот г.Проханов и иже с ним.
Так и роман г.Яхиной сродни этому.Может быть она и не ставила цели очернения татар,как народа,но незнание этого народа,его души,морально-этических ценностей привело к такому результату.
И еще раз можно задать вопрос.Так в чем же ценность и талантливость этого произведения,для какой аудитории он написан?
Много крика,от некоторых, о талантливости произведения,но никто толком не раскрыл,в чем же талантливость.

Guest, 23.11.2016 в 13:23


Почему перевод?
Где оригинал?
----------------------------------------------
https://www.youtube.com/watch?v=AXM4DnwZmBw

Guest, 23.11.2016 в 14:09

Guest, 23.11.2016 в 13:21
но никто толком не раскрыл,в чем же талантливость.
__________________________________________________
Совершенно верно.
Мы прочитали почти все комменты, но так и нашли ничего по существу.
В чём же литературная "изюминка" книжки ?
Это обычная русская литература, очерняющая татар.
В XX веке таких книг было очень много, в том числе, и упомянутая вами.
На наш взгляд, это просто намеренно раздутая антитатарская компания. Ничего здесь другого больше нет.

Guest, 23.11.2016 в 14:17

Почему перевод?
Где оригинал?
---------------------------------------
Попробуйте "Салават Фатхетдинов Юлчы"

Guest, 24.11.2016 в 12:21

Мы знаем Яхину Гузель как человека. По своему умонастрою, она настоящая русская патриотка "путинского разлива".
Так что, дорогие татары, не удивляйтесь этой книжечке.
В целом, этот молодой человек -Рустем Айсин, всё понял правильно. Мы за него рады.

Guest, 24.11.2016 в 14:45

Guest, 23.11.2016 в 11:44
Яхина теперь москвичка, слава Аллаху.
Останься она в этой культурной дыре, где как верно отметил Зарипов даже вершины ЗИЯЮТ, ее бы уже прикопали.

А так наши местные заткнутся, и как бы еще им не пришлось искать пятый угол.
================================================
А что говорят московские просвещенные татары об этом опусе? Читают ли они вообще татарские книги на сельскую тему? Или они уже в Европе?

Guest, 24.11.2016 в 17:09

Суть русского мира состоит в предательстве своего достоинства. Именно такому предательству учит татар обрусевшая бывшая татарка Гузель Яхина - будьте как русские, смиритесь с рабством и унижением вашего человеческого и национального достоинства.

Рустем Зарипов, 25.11.2016 в 07:26

Местные «интеллектуалы» один за другим сев на глубокую лужу с критикой романа Яхиной выписали из столицы Руслана Айсина на роль сельсколго демагога Глеба Капустина , героя рассказа Шукшина «Срезал», который ставил в неудобное положение знаменитых выходцев села на радость толпе, тем самым согласившись на статут быдла. Тут пишут, что «мы любим тебя Руслан Айсин», что означает, критики Яхиной чувствуют себя толпой, а Айсина –вожаком… Невольно вспоминается изречение постоянного автора газеты «Татарстан яшьләре» Марса Ахунова, в прошлом водителя грузового автомобиля, ныне пенсионера – «Быдле не скрыть своей сути, ибо стоит только ей открыть рот, тут же проступает лапоть…»

Guest, 25.11.2016 в 10:11

Guest, 24.11.2016 в 17:09
Суть русского мира состоит в предательстве своего достоинства. Именно такому предательству учит татар обрусевшая бывшая татарка Гузель Яхина - будьте как русские, смиритесь с рабством и унижением вашего человеческого и национального достоинства.
================================================
Не надоело Вам много раз повторять один и тот-же бред без всякого фактического обоснования!

Guest, 25.11.2016 в 14:37

Не надоело этому Р.Зарипову постоянно сравнивать татар с быдлом и пр. Весь Татарстан с его интеллектуалами,которых он берет в кавычки,это нечто недостойное,аульское,не могущее понять такую талантливую вещь,как книжонка Яхиной.
Просили же вас, не аульских гениев, разъяснить нам в чем талантливость этой писанины. Ну так разяъсните нам аульским. Пока мы только от вас одно слышим,талантливое,да талантливое.Да если бы не уехала из Татарстана,то пропал бы ее талант.
Ну в чем талант-то? В том что написала,что все татарское плохое,а чужое хорошее. Да ради Аллаха.
И в других странах,которые были раньше колониями кого-то,тоже были такие писатели,журналисты,артисты,которые подделывались под требования и стандарты метрополии и творили во вред своему народу,преклоняясь перед хозяевами и получая от них подачки.
Это о них метко сказал великий Д.Неру.
"Нет худшего врага для своего народа,чем интеллигент,воспитанный колонизаторами."

Guest, 25.11.2016 в 16:44

Пойми, кем бы ни был, ты не народ. И кучка графоманов, которые выдают себя за великих писателей опираясь на разные официальные подпорки, и мечтают организацию свободных художников писателей превратить в секту , с единственной выгодной им «правдой», то же не Народ. Соглашусь, они преуспели в доведении до инкыйраза нашей литературы. Считать себя Народом, толкать прокурорские речи, а далее выносить вердикт в качестве судьи и присяжных на писательницу, и на тех, кто вступился против невиданного доселе хамства против дамы, свободного художника, это уже не раздвоение, а расчленение личности. Была с моей стороны даже не критика, а всего лишь краткий обзор содержания произведений писателей, возомнивших себя Учителями татарского народа, для сравнительного анализа с ругаемым до белого каления романа. Народ принимает Яхину, любит ее и ее героиню Зулейху и голосует за ее книги рублем. А книги твоих кумиров, которые ощетинились против нее, ее феноменального таланта , даром некому не нужны. Народ состоит из людей самых разных профессий. Третьесортные рифмоплеты и сочинители тягомотин без начало и конца за счет налогоплательщика, губители нашей литературы, чьи произведения на самом деле унижают наше национальное достоинство, и перекрывают путь новым, молодым, талантливым, другим – не народ, а народишко… Вытаскивать таких за ушко до солнышко, благо для народа. А толпой бросаться на одну – это, по любому подло.

Guest, 25.11.2016 в 18:25

То есть выходит народ это ты,остальные кто имеет мнение отличное от твоего,это как тв пишешь быдло,графоманы.
Ты привел бы нам список своих литературных трудов.Если верить тебе то среди татар нет значимых литераторов,так мелкие графоманы.Один ты и твоя землячка Яхина,которой ты прикрываешься,чтобы излить свою желч.Смешно читать твои претензии. Ну бог с тобой,чем Яхина талантлива ты так и не смог нам объяснить.
Если ты в своем лице говоришь за весь татарский народ,а творчество твоей протеже не нравится только небольшой кучке аульских татар,то не надо тут говорить об одном и том же.Пора тебе успокоиться и прекратить свои истерики.Если твоя так талантлива,то она и без твоих потуг будет читаема.Если нет останется таким же как ты,непризнанным гением.Поживем,увидим.
Но лично мне неприятно и стыдно за нее как человеку татарской национальности.Ведь эту писанину, унижающую мой народ будут возможно читать представители других народов. А Д.Неру сказал свои меткие слова именно про таких как Яхина,которых связывает со своим народом только имя и ыамилия.

Guest, 26.11.2016 в 10:43

Если графоманы оказываются у власти литературной жизни, наверное они привыкают к хорошей жизни и даже начинают хамить.Видимо с Яхиной тот случай. Когда кто то срывает с них маски, указывая подлинную причину их негодования,то они и их верные, им достойные воспитанники начинает плеваться, действовать как в зоопарке, как скунсы...

Guest, 26.11.2016 в 18:01

Что все привязались к Яхиной? Она пишет так, как умеет. Ее книга - ее личное мнение, она же не вещает от имени всего татарского народа, как некоторые ее критики. Если Вы так хорошо знаете истинную жизнь татарского народа, напишите книгу лучшего качества, чем Яхина. И тогда все отвернутся от нее.

Guest, 26.11.2016 в 23:28

И в других странах,которые были раньше колониями кого-то,тоже были такие писатели,журналисты,артисты,которые подделывались под требования и стандарты метрополии и творили во вред своему народу,преклоняясь перед хозяевами и получая от них подачки.
Это о них метко сказал великий Д.Неру.
"Нет худшего врага для своего народа,чем интеллигент, воспитанный колонизаторами."
+++++++++++++++++++++++++
Прекрасно сказано! Лучше и не скажешь!
Интеллигент, воспитанный колонизаторами - это намного более изощренный враг для своего народа, чем обычный враг, т.к. он слишком старается угодить колонизаторам ради того, чтобы вписаться в их ряды. Но все равно предатели никогда не становятся своими для колонизаторов, как бы они не старались - им доверять не будут, т.к. они и их тоже когда-нибудь предадут!

Guest, 27.11.2016 в 02:43

Guest, 26.11.2016 в 23:28

NETCAT_BBCODE_IMG

Guest, 27.11.2016 в 07:22

то все привязались к Яхиной? Она пишет так, как умеет. Ее книга - ее личное мнение, она же не вещает от имени всего татарского народа, как некоторые ее критики. Если Вы так хорошо знаете истинную жизнь татарского народа, напишите книгу лучшего качества, чем Яхина. И тогда все отвернутся от нее._________________________

Надо понимать что пишешь и о ком пишешь. Неумно!- яхина. Надеюсь , сделает вывод. Гадкий, мерзкий пасквиль на свой народ. Чем гордится...

Guest, 27.11.2016 в 10:37

Кстати Гузель Яхина является членом СП РТ, и ругать ее , собратьям по перу вроде бы и не пристало, если они не интеллигенты в ленинском понимании.

Guest, 27.11.2016 в 12:28

Критики Яхиной относят себя интеллигенции... Согласимся, что они интеллигенты на первом поколении. Как никак рекрутированы в писатели и поэты, пусть из деревенских школ, в основном через татарский фак. КГУ , куда поступили, возможно без конкурса и даже без экзаменов, не имея в активе заметных успехов на олимпиадах по разным наукам , а также побед на спортивном поприще и в хорошей компании оказались, (среди юристов, инженеров, ученых, архитекторов, врачей и.т.д) получается вроде через отрицательный отбор... В общественной жизни университета, думаю, заметной роли не играли, грызли пять лет науку «татарская филология», которая саму себя татарскими словами объяснять не может… Комплекс неполноценности преследуемый со школьной скамейки, так как точные науки не очень давались, возможно не оставил их в покое как в вузе, так и в дальнейшей жизни…После получения диплома некоторым счастливчикам удалось устроиться в редакциях газет и журналов, существующих за счет бюджета государства , что позволило им, опубликовав там какие то свои творения считать себя и друг –друга писателями, поэтами, журналистами. В результате такого интеллектуального пополнения тиражи татарских газет, журналов, книг естественно полетели в тартарары, за что наши герои стали обвинять не себя любимых, а «свой» народ, и ругать тех, кто указывал на их несостоятельность , утешая себя тем, что якобы народ перестал читать. Роман Гузель Яхиной как гром среди ясного дня опровергла этот самообман. Оказывается читателям нужны настоящие книги , и покупают их даже в аулах не взирая на цену, даже если можно прочесть на сайте интернета… В результате «передовой отряд татарской интеллигенции» из числа таких вот пишущих показала свое истинное лицо во всей красе.. И не только своему народу ...
Ругают же неистово они Россию, и русских исключительно из - за комплекса неполноценности ( и среди русских встречаются маргиналы, склонные ругать другие нации, по такой же причине). Хотя, кроме как в России, они, добывать свой хлеб , с такой подготовкой и опытом , вряд ли способны…

Guest, 27.11.2016 в 17:14

По писанине этой особи,татарская филология,это нечто неописуемое и необъяснимое. Теперь понятно почему Яхина талантлива,она не обучалась татарской филологии,которая загубила бы ее талантю
Ну так все таки,кто-нибудь, когда-нибудь сможет объяснить в чем заключается ее феноменальный талант.

Guest, 27.11.2016 в 20:03

Guest, 26.11.2016 в 23:28
И в других странах,которые были раньше колониями кого-то,тоже были такие писатели,журналисты, артисты,которые подделывались под требования и стандарты метрополии и творили во вред своему народу,преклоняясь перед хозяевами и получая от них подачки.
Это о них метко сказал великий Д.Неру.
"Нет худшего врага для своего народа,чем интеллигент, воспитанный колонизаторами."
===========================
В Африке про таких говорят: расизм это не когда белый говорит черному: я - о-кей, а ты не о-кей, расизм тогда, когда черный говрит белому - ты о-кей, а я е о-кей.
Писанина Яхиной и есть проявление такого расизма, когда обрусевшая писательница смотрит на татар русскими глазами, свысока и с презрением.

Guest, 27.11.2016 в 20:41

Жаль, только, выставить против ругаемого романа нечего. Судя по всему и ждать нет смысла...

Guest, 28.11.2016 в 06:13

Guest, 27.11.2016 в 20:41
__________________________________________
Прочти рецензию от М. Хабутдиновой.
Она по пунктам "выставила" то, что ты желаешь.
Если ты с её рецензией не согласен, please, опровергни, также по каждому пункту.
Ждём...ссс.

Guest, 28.11.2016 в 07:02

Он должен, в таком случае, не только опровергнуть по пунктам, но и показать нам "достоинства" книжки Яхиной Гузель.
Разумеется, если они есть.
Кстати, мы прочитали тексты от некоего Зарипова Р.
Там надёрганы "сексизмы" из разных книг разных авторов. В Европе или США его за это давно бы нашли, подали на него в суд, и заставили бы платить штрафы, за оскорбления по признаку пола.
Например, у многих женщин карьеристок в США и Европе, сильно выражены мужские признаки, в том числе вторичные половые.
Ну и что из этого? Такова их природа. Просто в их организме вырабатывается больше мужского гормона тестостерона. Это естественная природная изменчивость по признаку -выработка и содержание гормона тестостерона в организме человека.
Но, Зарипов Р., использует это, для унижения и, по сути, оскорбления исторических персонажей и авторов, написавших о них. Есть множество оснований подать на Зарипова Р. в суд, но, в правовом государстве.

Guest, 28.11.2016 в 08:21

Тут самое главное местоимение «мы». За то что человек защищал даму от нападков разъяренной толпы, этот субьект, от имени «мы» выдвинул ему обвинение, в сексизме?! За краткий экскурс по произведениям опубликованных на татарском языке… Видать этот «политолог», «прокурор», и.т.п, в одном лице является еще судебным экспертом, который , глазом не моргнув вынес приговор и своей Родине, уличив ее , не падайте со стула, что является не правовым государством?! Понятно, что этот субьект никогда не держал в руках Конституцию, согласно 2 –ой статье которой, гражданин нашей Родины является высшей ценностью у государства.

Guest, 28.11.2016 в 09:11

защищал даму от нападков разъяренной толпы,
_________________________________________
Не впадай в истерику.
Мы, это- я, и моя младшая сестрёнка. Она школьница (старшеклассница). Я работаю в бизнесе.По возрасту, также отношусь к молодёжи. Мне з2 года.
Ни от какого народа, тем более от имени всех татар, мы ничего не говорим. Мы изложили лишь своё частное мнение. О "сексизме" мне сказала дополнить моя сестрёнка. Вот и всё. Ты назвал нас "толпой".
Ты явно чем -то и кем-то запуган. Тебе пора к психиатру. Не зря говорят-"У страха глаза велики".
У тебя явно всё двоится. В таком случае, конечно, нас уже четверо, и можно говорить о "толпе".
Мы падаем от смеха. Мы буквально ржём, и не можем остановиться. Ребята, полный п....ц, от "галантного" защитника Яхиной Г.
К твоему сведению, никаких нападок на эту "даму" мы не совершали. Она нам вообще не интересна как человек. Это унылая и пошлая тётка, ну, порядком уже надоела. Мы обсуждаем её книжку. Всего навсего. Обойдём её за километр, если вдруг увидим на горизонте, чтобы не запачкаться.

Guest, 28.11.2016 в 11:21

"Сексистские" нападки защитника Яхиной Г., такие же доморощенные, как и сама Яхина, с её доморощенными и совковыми представлениями о татарах.

Guest, 28.11.2016 в 13:30

Субъект, который по всем сайтам преследовал Яхину и ее роман , вдруг обернулся в бизнесмена и совместно со своей сестрицей стал ржать, видимо неестественно и в припадке, раз, завершил свою очередную перл снова проклятиями против писательницы. Секси́зм (англ. sexism, от лат. sexus — пол) — предвзятое отношение к людям, дискриминация людей по признаку пола или гендера. Чтобы снять с себя надуманное обвинение вынужден снова привести тот мой обзор, где увидел это «патриот» ( якобы с подсказки своей молодой сестренки, криминал :

« Давайте, бегло пробежимся по публикациям на татарском языке в основном толстом журнале “Казан утлары”, форпосте татарской литературы. Отвечают ли они строгим требованиям критиков Гузель Яхиной и ее романа? Возвышают ли они татарскую нацию до небес? Или же опускают ниже плинтуса? Начнем с рассказа Искандера Сирази “Брак на небесах”, где речь идет о прелюбодеянии молодого муллы с девушкой, пришедшей в мечеть для изучения Корана, во время пятничного намаза... Я уже упоминал о нем в статье “Сломанные часы» опубликованной в газете “Звезда Поволжья” №32 (23-29.08.07). Там я сообщал, что мусульманам разных полов, если они не близкие родственники оставаться наедине запрещено шариатом, что девушек читать Коран обучают не муллы, а абыстаи. Но как говорится, обух плетью не прошибешь, у журнала своя планка на вкус, интеллект и аршин на этику...
“Казан утлары” в 2012 году выдал роман на три номера ( чуть не написал в три короба), Марата Кабирова, под названием “Единственный и неповторимый”. Ярко запомнился эпизод, как сельчанин с сельчанкой занимаются любовью на навозной куче. Другой сельчанин, который вышел ночью с заботой о своей корове, которая должна была вот-вот отелиться, обнаруживает их, но не мешает действу. И тогда тот мужик позорно уходит , игнорируя протесты партнерши, не достигнув должного результата, “эстафету” подхватывает хозяин коровы и добивается благодарности не совсем знакомой дамы. Оказывается у нее день рождения, и она по этому поводу “расщедрилась” и не отказывает весь вечер никому из желающих... Роман изобилует пикантными, захватывающими на любителя, картинками...Но и сюжет свежий для татарской прозы, события в романе разворачиваются после попадания героев на остров, оторванный от внешнего мира, расположенный недалеко от Санкт Петербурга.
Марат Амирхан также не ударил в грязь лицом в публикуемых один за другим, своих, исторических как он их представляет, романах. Извольте на пробу один маленький отрывок: “Гаухэршад, что есть в своем арсенале ласки, все выложила. Не комплексовала, не постеснялась: целовала, обнимала, лизала, поглаживала. Булат бек и сам не перекладывал пустое в порожное”. Нет, это не из рапорта сержанта милиции, с описанием житие вокзальных бомжей. Тут речь идет не про уличных собак, и эти строки не из дневника про случку ценных животных работника зоопарка. Писатель Марат Амирхан так описывает семейные отношения царских особ Казанского ханства состоящих в законном браке, освященных никахом, о которых русские летописцы упоминали бережно, с трепетом , как и полагается их сану...
В другом романе Марата Амирхана “Альвидаг” (Прощание), также опубликованном в журнале “Казан утлары” есть забавный эпизод, о том, как Сафа-Гирей хан устраивает учение для охраны своей жены Сююмбике... Оправданность такого включения сомнительна, раз царицу так и не разу не похищали при жизни...
Роман Марата Амирхана прихватывает кроме ханских и сегодняшние дни. Автор, царицу Сююмбике декларативно объявляет ровней то Жанна д Арк, то Клеопатре, не вкладывая в ее уста достойные речи, обеспечивающее равенство ее ума и сердца с упомянутыми историческими личностями. А вот отведайте - ка да десерт отрывок из его нового исторического романа “Ир - Мамай” (“К.У. 2013 ел” №6, 44 б.) “Снимите штаны! – приказал Тохтамыш. Сперва он справил малую нужду в голову хана.- Вонючему вонючая смерть!”Как видите автор знаменитого татарского хана Тохтамыша ставит на одну с доску с тюремным паханом. Раз татарский хан так поступает с предшественником, наплевав на его высокий сан, на свои родственые узы с ним , каковы могут быть те кто в его свите? И его подданные? В том числе государствообразующий тогда татарский народ? И их союзники русские. И не ставит ли фантазия автора- завсегдатая “Казан утлары” под сомнение заменитую Ясу Великого Чингизхана, прадеда Тохтамыша?

Будь моя воля, я запретил бы публиковать поделки литературных шабашников, пристроившихся к редакциям, издательствам, штампующих, на основе каких - то сомнительных слухов, произведения, приурочив к какой нибудь очередной дате, юбилею, опуская дорогих к сердцу народа личностей до уровня ничтожеств, ради возвышения на таком фоне себя. Конечно жаль и хана Сафагирея и царицы Сююмбике, но Тукаю достается больше всего...»

Guest, 28.11.2016 в 16:07

Guest, 27.11.2016 в 20:41
Жаль, только, выставить против ругаемого романа нечего. Судя по всему и ждать нет смысла...
============================
Против "ругаемого романа" выставлены более чем серьезные аргументы - катастрофическое незнание писательницей того, о чем она пишет, сплошные ошибки в описании татарских реалий, обычаев и психологии. Она пишет так, как будто была бы не татаркой, а обычной русской бабой, ничего не понимающей в татарской жизни. Между прочим, так оно и есть. Гузель Яхина выполнила госзаказ на пропаганду "российской общности", пропаганду ассимиляции татар среди соседнего рабского народа и получила награду в виде похвал Кремля и презрение от татарского народа, который она фактически оклеветала, пусть и ненамеренно.

Guest, 29.11.2016 в 08:06

Guest, 28.11.2016 в 13:30
Субъект, стал ржать, видимо....
__________________________________________
Реальная хохма. Мы давно так не смеялись.
От твоего "обзора" уже мутит, и, видимо, не только нас. Слово "сексизм" у нас в кавычках. Мог бы заметить. Ты же вроде писатель.
Ах, да, забыли, ты защитник Яхиной Г.
Тебе и Яхиной - фундаментальным НЕВЕЖДАМ, мы это прощаем.
Можешь продолжать считать нас "толпой", это мы тоже тебе прощаем. Мы - толерантные татары, в отличие от тебя.
Имей ввиду, что называть Яхину Г. молодой писательницей, это ,более чем нонсенс.
У молодёжи совсем другие представления о значении того периода в истории татар, о котором пишет Яхина. Яхина Г. никогда не участвовала в работе татарских общественных организаций, и даже не делала попыток понять реальные проблемы татар. Ей на это наплевать. У неё устаревшие стереотипы времён тоталитарного режима в СССР. Она рассуждает как кондовая, старая коммунистка времён Сталина-Брежнева. Это всё уже давно на свалке истории.
Ты вместе с Яхиной, стараетесь туда завлечь татар.
Иди туда сам, вместе с яхинской книжкой.

Guest, 29.11.2016 в 10:32

Уважаемый Рустем эфенди. Тут с этой "занозой", не скажу где, можно наверное даже согласиться.Обвиняя за сексизм, он ведь счел пострадавшими авторов, чьи произведения были упомянуты в Вашем обзоре. Значит он этих мужиков считает за баб. Включая себя. И по делом. Не пристало настоящим мужикам с воплями и соплями тягаться с женщиной, молодой писательницей и так расстраиваться из ее первого романа. Французская пословица гласит, если женщина не права, проси у нее прощения...Но это пословица для мужщин...

Guest, 29.11.2016 в 11:43

В обзоре случайно затесалась имя уважаемого писателя Марата Кабирова, который не относится к данной категории никаким боком; во первых он в печати выступил против вакханалии в отношении Гузель Яхиной, а еще является автором гениального романа "Тайна серых домов". Пикантный момент, попавший в "обзор" ,в его "Единственный и неповторимый" может быть оказался с тактических соображений, с учетом не равнодушия клюкве тех , от кого зависит публикация.

Guest, 29.11.2016 в 12:17

Польский язык в школах Англии.
Почему нет татарского в школах России?
______________________________________
Daily Mail напоминает, что "накануне стало известно о 150 военных, которых Британия намерена направить в Польшу. Британские военные, пишет газета, призваны помочь Польше "сдерживать российскую агрессию".
Мэй и Шидло также договорились сделать Польшу и Британию стратегическими партнерами, несмотря на выход последней из ЕС.
Беата Шидло также предложила ввести в британских школах уроки польского языка, поскольку в Британии проживает много выходцев из Польши".

Guest, 29.11.2016 в 12:47

Для Рустама-Эфенди.
Один из "заноз" хочет сказать вам,хватит вам прикрываться этой Яхиной.Вы не ее творчество защищаете и обсуждаете. К стати,вас просили сделать анализ ее творчества и хоть как то показать в чем состоит ее гениальность для современной литературы.Но для вас это видно неподъемная задача.
А вы используете имя этой женщины для того,чтобы охаивать тех кто вам не нравится и что вам не нравится.По вашей писанине понятно,что вам не нравятся большинство писателей Татарстана,вообще вся культурно-политическая жизнь в Татарстане.Вы неоднократно писали,что в Татарстане нет условий для творчества,нет людей которые способны понять современную литературу и пр.Уровень Татарстана,это аульный уровень по вашему.
Вам уже было сказано,что время все рассудит.Что Яхину как женщину,как человека никто здесь не унижал.Другое дело ее творчество,но это уж извините,здесь нет старых или молодых,женщин или мужчин.И какие огрехи в творчестве никто не будет списывать на пол или возраст.
И в заключении,если вы хотите действительно поддержать Яхину как талантливого писателя,то вам нужно сделать разбор ее творчества в контексте идеи ее романа и этим самым доказать ее противникам ее сильные стороны. Но пока вы ничего этого не сделали и как видно не собираетесь это сделать. А писать одно и то же,что талантливую женщину третируют и пр.и тот кому не нравится ее произведение,тот аульский татарин,графоман,то это и есть самая настоящая глупость. Потом этот сай не литературный сайт и читатели уже давно забыли бы про эту тему, с учетом даже того ,что Ахметов уже в третий ставит этот материал.Но вы один упорно реанимируете спор по этой теме,превращая его не в литературный диспут,а в базарную склоку.
Если у вас нет специальной задачи,по подогреву интереса к Яхиной и ее произведению,то пора бы вам успокоится,а то как было сказано,получается,что Яхина для вас щит,которым вы прикрываетесь.

Guest, 30.11.2016 в 05:54

в Британии проживает много выходцев из Польши".
___________________________________________
В Британии проще ввести в школах татарский язык, для татар, выходцев из России. Но, ввести татарский в России и даже в Татарстане, это большая проблема.
Россия, это не Британия. Британия, это развитая демократическая страна. Там законы и законодатели работают прежде всего для людей.
А для кого они работают в России?

Guest, 30.11.2016 в 10:19

Мы падаем от смеха. Мы буквально ржём, и не можем остановиться.
________________________________________________
И это после длительной ругани с пеной у рта... А потом снова поток брани... А далее , наглая ложь об отсутствии толпы ненавистников Яхиной и ее романа. Это истерика. То же самое в коллективной форме наблюдалось в музее, на встрече с писательницей. Если такая шушера интеллегенция, страшно подумать какова чернь у татарского народа... А циничные выступления в печати, с покушением на честь и достоинство писательницы разве не являются отголосками порыва той самой нахрапистой толпы? И что можно противопоставить ее роману? Сексуальных фантазий старперов, назвав их “романами”, “историческими романами” , и.т.д.? Список востребованных Читателю современных муштариевцев в студию!

Guest, 30.11.2016 в 11:42

Если такая шушера интеллегенция, страшно подумать какова чернь
______________________________________
Да не говори. Это же вообще ужас какой-то.
Смеются, критикуют, ведут себя не галантно, ну, прямо безобразие!!!!!!!!!!!
Блин, ну, вы чё это, татары?? Вообще что ли там ,и, ведь это интиллигенция.
А чернь там какая???????????????
Это ж вообще полный п----ц.Это ж прям кака -то нахрапистая толпа!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Да ещё тут про каки -то сексуальные фантазии!!!
Вот откуда они вдруг взялись у татар???????
Блин, ну чё это в самом деле?????
Совсем чё ли от рук отбились????????
Вы там давайте кончайте с этим делом.
А то я вам как покажу кузькину мать, ну, блин, татары.

Guest, 30.11.2016 в 12:52

На вкус и цвет, товарищей нет. Вуди Аллен снял фильм, где высмеевает всю русскую классическую литературу. А.Г. Невзоров также не высокого мнения о ней, и считает,что срок годности ее давно вышел. Многие с ними не согласны. У каждого свое мнение, свои резоны и это нормально. Никто не пытается друг-друга переубеждать, перевернуть, переложить друг-другу мозг.
А на этом форуме все происходит наоборот. Некто, с замечанием “ему уже сказали” требует разъяснить ему, в чем величие романа Яхиной, после своей ругани в ее адрес , с повторами и припевами. Ведь, если хочешь что –либо попросить у кого - то, нужно наверное, согласно норм приличий, сначала представиться, рассказать кратко о себе...сообщить свой уровень образования, про трудовой и жизненный опыт . Кто то окончил учебное заведение для умственно отсталых, добывал свой хлеб как мог, кто -то получил нормальное образование, окончил ПТУ, техникум, институт, занимался общественно полезным трудом... Кто то сидел в ИТК, кто то состоит на учете в какой либо клинике... Всякое бывает. Кто - то прожег свою жизнь бесмыссленным занятием, заблуждаясь, что занимается чем то ценным, нужным, хуже того, лезет в Учителя народа..
Исходя из багажа визави, который обратился к тебе вежливо, за помощью, можно выбрать логическое построение, чтобы объяснить очевидное. Если же этот “Гульчатай” не желает открывать свое личико, то приходиться перечислять только элементарные показатели, понятные даже для тугодума, которые показывают незаурядность романа.
- Пустячные произведения не занимают умы, что происходит творениями “передового отряда”. Их удел – равнодушие. Роман Яхиной не оставил равнодушным миллионов.
- Пустячных романов не покупают и за 30 рублей, а ее книги раскупают за 600 рублей и выше даже в аулах , несмотря на то что , роман размещен на сайте интернета.
- Роман был удостоен главных Российских литературных премий, переводится на многие языки (34)мира .
- Роман переведен на татарский язык .
- Гузель Яхина принята членом в СП РТ.
Список можно продолжить.

Guest, 30.11.2016 в 13:25

1) Я опросил татар, знакомых и сослуживцев, и никто из них не слышал о Яхиной.Не фантом ли это?
2) В России хотят ввести греческий язык в качестве второго иностранного.

Guest, 30.11.2016 в 15:45

Ну это не проблема ни для Яхиной, ни для круга общения кого-либо. Люди имеют право много чего не знать. А как быть с огромными тиражами, переизданиями, на зависть многим местным творцам, с перьями?

Guest, 01.12.2016 в 06:43

Guest, 30.11.2016 в 12:52
нужно наверное, согласно норм приличий, сначала представиться, рассказать кратко о себе...
______________________________________
Вот и расскажите о себе, но если сами не желаете, но советуете другим, тогда поясните хотя бы следующее:
- Пустячные произведения не занимают умы,...не оставил равнодушным миллионов.
1) Откуда такие сведения о миллионах.
Укажите источник.
-Пустячных романов не покупают и за 30 рублей, а ее книги раскупают за 600 рублей.
2)Каков тираж? Где данные? Укажите источник. Где её раскупают?
- Роман был удостоен главных Российских литературных премий, переводится на многие языки (34)мира .
3)Во времена СССР, такие литературные фортели с главными премиями и прочими фанфарами, были обычным и широко распространённым делом, для специально созданных литературных, и прочих, по культуре комитетов. Их размах был намного шире, и назывался "Всесоюзным".Например, очень широко популяризировался писатель Ян В.Г., писавший откровенно антитатарские книги. Далее несколько названий.
«Нашествие монголов» (трилогия):
«Чингиз-хан» («Чингисхан») (1939)
«Батый», 1942 (сокращённый вариант для детей — «Нашествие Батыя», 1941)
«К „последнему“ морю», 1954.,
и многие другие.
Его книгу "Батый", с чудовищными описаниями татар, заставляли читать в школах. Для дополнительного чтения и расширения кругозора молодёжи.
Эти книги издавались миллионными тиражами. Были переведены на более 60 языков народов мира.
Руководство СССР не жалело денег и бумаги (вырубали леса для её производства), для их издания. Тематика и содержание книг были ЗАКАЗНЫМИ.
У меня к вам вопрос: Кто сейчас знает этого писателя? и кто читает его книги?
Сейчас никто не сомневается, что это была идеологическая, заказная литература.
Таких писателей было много. Ими целенаправленно проводилась идея создания советского человека,путём русификации и ассимиляции нерусских народов, но прежде всего татар.
-Гузель Яхина принята членом в СП РТ.
4)Поздравляем! Пусть будет кем и где угодно.
-Список можно продолжить.
5)Пожалуйста, приведите сведения по существу.
Если это литературное произведение, то в чём его достоинства (1). Всё же необходимо ответить на то, что сформулировано в рецензии от М. Хабутдиновой.
Объясните очевидное. Также логично.
В противном случае, о чём вообще разговор???
Эту ситуацию можно назвать так:Очередной литературный фортель, для продолжающегося оболванивания людей, и прежде всего татар, с целью создания "россиянина", вместо бывшего "советского человека".

Guest, 01.12.2016 в 07:56

Забавно, как этот склочник, который свинячил так долго, пытаясь запачкать свою страну где живет, русских людей, своих соплеменников, автора романа , завопил о хамстве. Это называется видеть соломинку в чужом и не замечать бревна в собственном глазу. Сказано же в священной заповеди, не судите, да не судимы будете...

Guest, 01.12.2016 в 08:18

Ув.Guest, 01.12.2016 в 06:43
Спасибо за понятный и внятный комментарий.
Но, всё же надо отметить то, что в СССР какая - либо критика была просто невозможна. Я помню как заставляли читать книги писателя В.Г. Янчевецкого.
Его псевдоним был -Ян В.Г. Даже задать вопрос или спросить, почему такая ложь и сплошные фальсификации было смерти подобно. Сразу тюрьма, преследование, насилие над человеком, семьёй и детьми в школе. На уроках истории, я помню, как учитель спрашивал при чтении этих книг:"В классе есть татары?". Для детей татар, это был настоящий стресс. Это был просто террор и издевательства над детьми. Но, никто и ничего не мог сказать. Потому что последствия будут ещё хуже. Все это знали прекрасно. Сейчас хоть какой-то комментарий можно написать о том, что " литературный фортель" от Яхиной, это продолжение того, что было 60 лет назад. Мы поняли это так. Для нас стало ясно, что Гузель Яхина, это Раис Сулейманов "в юбке". Они рапредилили сферы деятельности. У Раиса Сулейманова, это социология, политология и религия, а у Г. Яхиной- литература и культура. Короче, всё по плану.

Guest, 01.12.2016 в 08:47

Это называется “у нищего на побегушках”. Не угодно ли собственными силами найти ответы на свои вопросы. К примеру, через библиотек достать ее книги выпущенных разными издательствами и сложив их установить общий тираж. Но для начала следует все же сделать первый шаг – вывести из ступора свою совесть и прочитать роман... А то получается как , в описываемые в романе сталинские годы - “ не читал, но осуждаю”.

Guest, 01.12.2016 в 12:05

Guest, 01.12.2016 в 08:18
Для детей татар, это был настоящий стресс
__________________________________________
Вспоминается один пример из детских школьных лет во времена СССР, когда антитатарская пропаганда сопровождалась изданием книг Валентина Пикуля. Был такой писатель,с тиражами больше 20 млн. Любитель антитатарских книг.
Так вот, после его книг, читавшихся детям в школе,
дети-татары приходили домой, и спрашивали у родителей со слезами в глазах и навзрыд плача:" Мама (или папа), мы что, всегда будем татары".
Родители спрашивали в недоумении:"Почему такие вопросы у детей?". Затем выяснялось, что их оскорбляли и обзывали в школах "татарвой" не только ученики, но и учителя. Это делалось специально, после чтения таких книг таких писателей как Ян или Пикуль. Теперь туда же в ряд пошла и Г. Яхина. Добровольно ли????????
Было больно видеть этих татарских ребятишек. Какими же надо было быть извергами, чтобы так мучить и издеваться над детьми. Это всё делалось целенаправленно, чтобы отвратить татар с самого школьного детства от своей нации такими изуверскими методами. Сейчас опять начинают делать тоже самое. Это могут делать только изверги, но только не люди.

Guest, 01.12.2016 в 12:42

Для людей старшего поколения, эта книжка не представляет интереса , и, понятно, почему она появилась и всплыла сейчас.
Эта книжка, прежде всего, против детей татар, и татарской молодёжи, обучающейся в русских школах и Вузах в России. В Татарстане могут ещё им объяснить их родители, что это такое, и почему её везде награждают и выпячивают.

Guest, 01.12.2016 в 14:13

Вообще как то странно читать, что эту книжку нельзя критиковать. Например, книги Бориса Акунина критикуют "и в хвост, и в гриву". И ничего особенного. А как иначе? Ну если людям что-то не нравится, что они должны делать? Он тоже пишет на исторические темы из истории Российской империи. За любой ляп и искажение его сразу пинают. И ещё как. А тут сразу,да она женщина, да она молодая, да она не историк, да она то да сё. Ну, извените. Коль назвался груздем (писателем), так полезай в кузов. Премию то ей дали от литературы.Теперь то что её оправдывать, что типа, ей скидки надо бы сделать.Тут явно что-то не так.

Guest, 02.12.2016 в 01:31

Кто сказал вам, что вы татары?
Национальность татары появилась в 1920 году после организации Татарской АССР. Никогда до этого никакого Татарстана не было. Если бы создали Атлантскую АССР, вы бы сейчас числились атлантами, искали бы и примеривали на себя всю мифологию и сказки об атлантах, и обижались на любого, кто посмел бы сказать что-то вам не понравившееся об этом великом народе великанов.


Друзья нашли слово "татары", которое вообще было не про поволжских и казанских тюркоязычных потомков мордвы, мари и удмуртов с чувашами, и теперь готовы бросаться на любого с кулаками за косой взгляд на их чужую историю.

Поменьше, "татары", остервенения. Когда обнаружите в себе смешанную кровь, знайте, что вы уже никакие не татары, а обычный микс! Поэтому поменьше пафоса и натуги с вашей стороны помогут вам обрести душевное спокойствие.









Пишите шедевры, поразите своим творчеством.
Не можете, ума не хватает? Что ж.
Проигравший - плачет!

Guest, 02.12.2016 в 06:57

1)Кто сказал вам, что вы татары?
-Это нам известно. Но, с невеждами, мы, это не обсуждаем. Можем лишь сказать тебе, что это-
наша, ТАТАРСКАЯ ТАЙНА. Другим не дано это знать.
Поэтому,успокойся.
2)Поменьше, "татары", остервенения.
-Спасибо за совет, но где это увидел?
Приведи хоть один пример. Судя по твоему комменту, ты пишешь о своём состоянии. Но, это твои проблемы.
3) ...вы уже никакие не татары, а обычный микс!
-Если бы мы были обычным миксом, ты бы не торчал сутками на этом сайте, и не задавал бы нам свои глупые вопросы.
Всё дело в том, что татары, это-АБСОЛЮТНО НЕОБЫЧНЫЙ МИКС, в отличие от тебя, и тебе подобным.
3)...вам обрести душевное спокойствие.
-Спасибо за совет. Но, где ты увидел беспокойство. Приведи пример.Судя по твоему комменту, ты пишешь о своём состоянии. Но, это твои проблемы, и нам ты неинтересен.
4)Не можете, ума не хватает? Что ж.
-Караван идёт, собаки пусть лают.
Понятно?

Guest, 02.12.2016 в 10:27

-Караван идёт, собаки пусть лают.Понятно?
____________________________________________
Убедил. Можешь продолжать в таком же духе.

Guest, 02.12.2016 в 10:58

Это конечно не слыханно : люди, годами гасившие своими творениями всякий интерес к чтению, взялись не на жизнь, а на смерть за писательницу , которая сумела зажечь в сердцах надежду на спасение литературы…

Guest, 02.12.2016 в 12:46

слыханно : люди, годами гасившие ...
________________________________________
Точно также писали о книгах Яна (Янчевецкого), Валентина Пикуля и многих других, писавших всякие небылицы о татарах. Писали, что эти книги (указанных авторов), откроют глаза татарам, и выведут этих безграмотных, диких, дремучих, никогда не имевших своей письменности, никогда не знавших книг и т.д. т. п. татар, к просвещению и грамотности. Вместе со всем советским народом, выучив великий и могучий, на котором разговаривал Ленин, великий Сталин , и говорит великий русский народ.
Сейчас, вместо Фамилии Ян или Пикуль, используется фамилия Яхина Г. Всего навсего.

Guest, 02.12.2016 в 13:16

Всё дело в том, что татары, это-АБСОЛЮТНО НЕОБЫЧНЫЙ МИКС, в отличие от тебя, и тебе подобным.
---------------------------------------------
Судя на этот клеветнический шабаш против своей соплеменницы, за то что добилась успеха на литературном поприще в масштабах страны , этот ваш хваленый микс является дурно пахнущей гадкой слизью.

Guest, 02.12.2016 в 13:21

Guest, 02.12.2016 в 12:46

Никого отношения к тем татарам древности вы не имеете. Ваш нынешний этноним - выдумка коммунистов и имеет куда больше исторической преемственности к суперэтносу - русские, куда вошли миллионы бывших древних кочевников.
К вам же - к современным "татарам" - частью вошли только окружающие вас малые народы - мордва, удмурты, чуваши и марийцы, поэтому у вас и внешность совсем не татарская. Большей частью эти же малые народы вошли в русский суперэтнос. Отсюда и идет простой вывод об идентичности или громадном сходстве генетического микса поволжских жителей, по произволу коммунистических бюрократов записанных в какие угодно национальности.

Guest, 02.12.2016 в 13:28

NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG
NETCAT_BBCODE_IMG




Если бы здесь живущий народ назывался булгарами, результаты генетических исследований никого бы не удивили. - Европейцы, да. Это же так очевидно!

А с "татарами" вопросы и споры на пустом месте.

Guest, 02.12.2016 в 14:05

Guest, 02.12.2016 в 13:21
...эти же малые народы вошли в русский...
_____________________________________________
Как становились они "русскими" известно.
Достаточно взглянуть на состояние малых коренных народов Севера. Это, очередные "русские".
Давно известно, что данные геномного анализа используются для биологической идентификации. Биологическая и культурно -языковая самоидентификация людей, это два разных феномена. Так что для начала, тебе - Guest, 02.12.2016 в 13:28, следовало бы усвоить разницу между этими понятиями.
Есть ещё более точные и новые данные по геномному анализу, так что твоей старой, протёртой простыне от 2011 года место давно на свалке.
Не смеши своим суперэтносом. Давно так не смеялись. Этот "суперэтнос", уже на 50% состоит из алкашей и наркоманов.
Это, действительно супер... .

Guest, 02.12.2016 в 14:09

Guest, 02.12.2016 в 13:16
"...ваш микс является дурно пахнущей гадкой слизью".
____________________________________________
Чего же вы тогда к нам присосались?
Вкусно что ли ????????????????

Guest, 03.12.2016 в 10:44

Guest, 02.12.2016 в 14:09

Guest, 02.12.2016 в 13:16
"...ваш микс является дурно пахнущей гадкой слизью".
____________________________________________
Чего же вы тогда к нам присосались?
Вкусно что ли ????????????????
===============================
Это еще вопрос, кто к кому присосался. Это русский "суперэтнос" присосался ко многим нерусским народам и в течение многих веков высасывал из них все жизненные силы. Одни из них ( поляки, финны, украинцы и другие ) смогли освободиться от русского ига, а другим, к сожалению, в силу ряда причин пока не получилось. Но очень характерно, что ни один из освободившихся от русского ига народов не рвется в состав Российской империи, для маскировки именующей себя "федерацией".

Guest, 04.12.2016 в 17:05

А как насчет сериала "София" - смотрели?

Guest, 18.12.2017 в 20:24

Не грусти татарский Глеб Капустин
Немножко посудачим да отпустим

Guest, 20.11.2018 в 20:56

Ненависть и гнев – это ведь проявление страха,
Происходит также из-за недостатка траха...
Возомнив себя элитой выходцы из шлака,
Кинулись на талант, мечтая затолкать на плаху...

Guest, 03.12.2018 в 08:59

Ненависть и гнев – проявления страха,
В добавок - из -за недостатка траха...
Вот восполошились птенцы татфилфака-
Мокрые курицы. На фоне Таланта...

Наталья, 13.10.2019 в 19:17

книга очень понравилась, понятный слог, интересные события, захватывающая сюжетная линия, сопереживания людям, кулакам, у меня в роду такие тоже были.
Только не поняла где автор статьи прочитал о очернении татар. Такое ощущение что статья написана ради самопиара.

Владимир, 19.03.2020 в 14:32

хорошая книжка. а чем татар очернили - я не понял. хотите сказать, что такого не могло быть? могло и не раз. человеческая судьба, а уж Зулейха, Ирина, Габриелла или Омико сан - какая разница?

Лиля, 22.04.2020 в 09:22

Обозвал прекрасный роман историей предательства, доказательств никаких не привел. Зато злобно поныл о якобы клевете на ислам и татарский уклад (да никто на них в книге не покушался, давайте без паранойи). Ни одной цитаты не привел, лишь собственные извращенные фантазии о значении прочитанного (и совершенно не понятого). В итоге, пустой злобный трёп. Собака лает, а караван идёт.Рецензия сочится ядом национализма, ее автор трясется от злобы с пеной у рта от мысли о том, что люди разных национальностей могут жить бок о бок и поддерживать друг друга. Оскорбления в адрес людей, насильно оторванных от своих корней, но не сломленных, переживших страшные годы красного террора, поднимавших страну своим адским трудом. Противно и очень грустно осознавать, какие темные, безнравственные и злобные граждане до сих пор есть в наше время, в цивилизации, стремящейся к нравственности и доброте. Дай бог таким как вы, Руслан, ума и доброты, чтобы это понять.

Ольга, 14.05.2020 в 23:05

Прочитала коменты и сделала вывод: что писали люди совсем не добрые, а злопыхатели и очень зависливые люди,если конечно их можно назвать людьми.Завидуете Яхиной и в этом боитесь признаться. А она молодец и книгу написала и фильм сняли.

Гость, 26.11.2021 в 03:48

Даже не дочитал и до половины этой статейки. Какие обороты словесные, какие слова...прям чуть не стошнило. До такой степени несет от этого смрадом и зловоньем какого-то упоротого "писателя". Все эти напыщенные словесные навороты очередного индюка-неудачника по жизни. Только такие готовы не приводя аргументы, а именно применяя витиеватость фраз, скрывая за этим свою озлобленность, пытаться словить хайп. Да, хотелось бы более развернутой истории, больше чтобы узнать как и что, но уж точно нет тех линий, которые провел этот горе-писака в своей пасквильной статейке. Надеюсь за столько лет он заглох навсегда со своим грязным ртом.