Имамутдинов
В Казанский ТЮЗ пришел новый главный режиссер, Туфан Имамутдинов. Родился 7 ноября 1984 года в Набережных Челнах. Как видим, в день Октябрьской революции. Скорпион, их глаза излучают гипнотизм, взгляд этих людей проникает глубоко в вас, они прекрасно знают себе цену, и ничто не изменит их собственного мнения о себе, внешне могут производить впечатление мягких и наивных людей. Это обычно храбрые и бесстрашные люди, удивительно верные друзья. Это героическая личность, они очень привязаны к семье, любят защищать слабых и детей. Среди них можно назвать либо святых, либо грешников. Скорпион может делать практически все, чего действительно хочет добиться. Скорпион страстен во всем. Типичные Скорпионы могут и любят плодотворно работать, но зачастую они «авральщики», тот факт, что мало времени, создает экстремальную обстановку, а это именно то, что нужно им для вдохновения. Они не боятся быть прямолинейными, независимо от того, кто их собеседник. Умеют нестандартно мыслить, прекрасные лидеры в кризисных ситуациях, смело берут на себя ответственность и умело справляются со своими обязанностями.
В 2006 году в 22 года поступил на режиссерский факультет РАТИ – в мастерскую Олега Кудряшова. То есть к режиссуре Имамутдинов шел целеустремленно, это был глубоко осознанный выбор. Юлия Пересильд, ученица Кудряшова, говорит о руководителе мастерской: «По сути своей он скромный гений. На сегодняшний день это, пожалуй, самый серьезный представитель театральной педагогики в России». Кудряшов всегда тяготел к синтезу тонкого драматического искусства и музыки, один из немногих режиссеров, которые приучают актера к мышлению, ему нужен «мыслящий актер». Кудряшов говорит, что к нему приходят «закрытые люди» и его задача сделать их совершенно открытыми. Они должны сказать правду, сохранить себя, «поймать пустоту внутри себя». То есть у него медитативная техника. Кудряшов за «острый театр», в котором четыре базиса: естественность, правда, энергия актера и парадоксальность. Правда, иногда мне кажется, что тяга к парадоксальности у него перевешивает. Кудряшов основывается на методике режиссера Николая Демидова (1884 – 1953), потомка династии фабрикантов Демидовых, работавшем в конце жизни режиссером в бурятском театре. Его методика противоречила методике Станиславского и была запрещена в СССР.
Сила Кудряшова, по моему мнению, заключается в том, что он интуитивно видит и слышит спектакль как симфонию, выстраивает его как симфонию по законам музыкального симфонического произведения. У русского психологического театра, который словно замкнут в двумерном пространстве психологии и сценографии появляется третье измерение, когда у каждого актера, предмета, музыки и каждой точки пространства сцены возникает глубокая внутренняя мелодия и эти внутренние мелодии сливаются в гармонию симфонии. Режиссер выступает как композитор внутренней мистической симфонии спектакля, это суть спектакля, его сердце. Режиссер есть демиург. Так же как поэзия – это то, что между строк, так и театр – это то, что «за сценой». Уходит внешний «индивидуалистический» актерский психологизм, рушатся надуманные перегородки между актерами, предметами, художественными символами, точками пространства сцены и зала, зрителем – и возникает космос спектакля. Возникает ощущение прорыва к надмирности, к глубине истины, к тому, что греки определяли как «познай самого себя».
Следующей ступенью развития русского театра, я считаю, после русского психологического театра, есть русский мистический театр, но дело в том, что объективно этот мистицизм идет с востока, во многом с тюркского востока и даже конкретнее, с татарского востока. Просто это еще находится в категории непроявленного. И здесь за Туфаном Имамутдиновым будущее. Как бы он не начал играть роль, аналогичную роли Станиславского в начале XX века. Конечно, Кудряшов еще остановился на уровне Моцарта, иногда переходя на Стравинского, еще в переходности, а нужно мыслить каждый спектакль как произведение Баха, и тогда может возникнуть следующая форма художественного синтеза – русский космический театр, русский симфонический театр. Так же как в свое время на основе татарской, восточной сердечности возникла русская литература. Возможно, эта сверхзадача и предназначена Имамутдинову. Кстати, больше всего Имамутдинову нравятся Андрей Тарковский и иранское кино.
В 2010 году Имамутдинов стал лауреатом Третьего международного конкурса студенческих отрывков «Режиссер и пространство» – «За художественную дерзость. За соединение формы, содержания и пространства. За драйв!» («Записки сумасшедшего» по Н. Гоголю). В Театре Наций в мае 2011 года состоялась первая постановка режиссера на профессиональной сцене – «Сиротливый запад» по пьесе М. Макдонаха. В сентябре 2011 года состоялась премьера новой постановки Туфана «Шоша». Ставил в «Современнике», во МХАТе. Он поставил три спектакля в Румынии («Женитьбу» Гоголя, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, «Калигулу» Камю), у него приглашения в Словению и Германию. Поставил спектакль у себя на родине в Набережных Челнах в татарском театре. Предложение возглавить Казанский ТЮЗ поступило около года назад от Министерства культуры РТ, и Туфан Имамутдинов долго раздумывал над ним. Но ему надоело четыре года «жить на чемоданах». Ему предлагали Москву, но он сказал, что «хочется чего-то своего, не то, чтобы беляшей, но своего». И привлекло, что в Казани «непаханое поле».
На мой вопрос, театр выбрал его или он театр, Туфан задумался и в своей медитативной манере ответил: «Сейчас подумал и чувствую, что это я выбрал театр, я хочу в нем работать». Труппа театра ему «очень понравилась». Кардинально ничего менять он не хочет, но будет добиваться международных проектов, гастрольных, фестивальных проектов. Репертуар будет обновляться постепенно, по мере поступления новых спектаклей, «сплеча рубить я не собираюсь». Ему нравятся театральные модели «Современника» и Театра наций. Он предполагает ставить в ТЮЗе в сезон по 4 спектакля, планирует приглашать и других режиссеров. Кстати, мастерскую Кудряшова закончил также и Николай Кобяков из Челнов, сейчас он режиссер в театре Маяковского. А летом в Свияжске работал другой «кудряш» – Кирилл Вытоптов.
«Я не хочу быть идеалистом, юношеский максимализм на каком-то этапе должен пройти, – считает режиссер. – Но свежий ветер должен дуть». Он предполагает оборудовать в ТЮЗе и малую сцену. В настоящее время в театре две актерские вакансии. «Сейчас наступают не очень хорошие времена, наверное, будут вопросы с финансированием, однако эти времена рождают и потребность думать. Человек выходит из состояния комфорта и задает вопрос «Что делать?». Люди ищут ответы, в том числе и в искусстве, театре. Мы хотим дать эти ответы, не будем уходить от проблем. Мы направлены на актуальность. Если вы в состоянии комфорта, то можно задаваться обобщенными вопросами, сегодня людям нужна актуальность. Каждое время требует своей драматургии. Конечно, татарский зритель любит трагикомедии, как мне говорили, но у меня свое видение трагикомедии. Я «недовольный» режиссер. Есть такие режиссеры, которые довольны своим творчеством, а смотришь – такая скукота».
На мой вопрос, какой у него любимый зритель, Имамутдинов ответил: «Я сам люблю интеллектуального зрителя, он думает, он все хочет чувствовать. Я люблю ставить состояние «срыва», перешагнув через это состояние, ты можешь познать себя. Привычные стереотипы распадаются, и понимаешь, что можно жить иначе. Иногда специально выбираю «некомфортное» время работы. Встаю, например, неделю в три часа ночи, когда есть молчание улиц, другие краски, оказывается, есть рассвет. Есть молчание дождя, молчание снега. Другой мир. В театре должна быть разножанровость, экспериментальность и семейный уют».
Спросил: «Вы говорите слово «эксперимент», когда хотите отразить другой мир. Но, может быть, то, что за внешней поверхностью, есть настоящая реальность, а наше существование здесь есть лишь стереотип, эксперимент?». Ответил: «Полностью согласен, та, иная реальность, существует и она есть настоящая реальность. Моя супруга – художник, и у нее бывают творческие вспышки. Она как-то через это приходит к соответствию формы и содержания». Спросил: «Вы оптимист или пессимист?». Ответил: «Когда как, но если бы был пессимистом, сюда бы не пришел».
Елена Акимова, завлит ТЮЗа, сообщила, что Туфан Имамутдинов – очень спокойный, интеллигентный, доброжелательный режиссер, он не повышает голоса на репетициях. Режиссер добавил: «Я не такой пушистый. Но период тоталитарных диктатур кончился, и с ним кончились тоталитарные режиссеры. Они должны уйти, они не соответствуют времени. Я за авторское творчество. Когда выбираю актера, это мой выбор, и я должен нести ответственность, актер становится мне родным. Я не могу на него давить и кричать, потому что это мой выбор. Не имею права. Если ты не умеешь договариваться с актером, то это разрушает спектакль. На тех людей, которых я не выбирал, на тех могу давить на повышенных тонах. Но только в одном случае – если они не выполняют своей функции. Я человек справедливый. Жесткость проявляю в нетворческих делах, когда, например, мыла в туалетах нет. Тут нужно быть требовательным».
Рашит АХМЕТОВ.
а кто до него был?
Чигишев был. Хороший спектакль "Свадьба" поставил.
а кудый чигишева девали?
СТРЕЛЬБА НА МИТИНГЕ АНТИМАЙДАНА В МОСКВЕ
http://youtu.be/6K7JHEbT92I