7 июня 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Френсис Скотт Фицджеральд (ч.5)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Френсис Скотт Фицджеральд (ч.5)

9 января 2014 года
Френсис Скотт Фицджеральд  (ч.5)

     Когда обман, подлог, разбой не были его характерными приметами. Когда дорожили именем, репутацией, платили по долгам. Когда богатые сами представляли культуру, считались носителями вековых национальных традиций, способствовали расцвету культуры страны.
     Написав в 24 года первый роман «По ту сторону рая», по нашим меркам – небольшую повесть, имевший бешеный успех и принесший автору надолго финансовую независимость, Фицджеральд громко заявил о себе в литературе.
     Как же мне не называть тот период капитализма романтическим, если за рассказы в семь-одиннадцать страниц, которых, несмотря на бесшабашную жизнь, он написал для глянцевых журналов великое множество, получал до трех тысяч долларов! Гонорары позволяли ему жить на широкую ногу в Париже, он был известен не только своими произведениями, но и роскошным образом жизни.
     Вдумайтесь, сто лет назад «мерзкий» капиталист платил писателю три тысячи долларов за рассказ, ровно столько, сколько платит российский издатель сегодня за полновесный роман, который пишется минимум год. Если учитывать, что за сто лет в мире все подорожало в тысячи раз, то оцените разницу между ранним американским капиталистом и российским. Впрочем, таковы пропорции оплаты в России во всем, во всех отраслях человеческой деятельности. Стоило ли ломать даже неэффективный социализм? Российский капитализм похож скорее на рабовладельческий строй.
     Как парадоксально ни звучит, прославившись в литературе навсегда, он исчезал время от времени из поля зрения читателей, но он никогда ни на один день не выпадал из внимания… кинематографа. Да, да – кинематографа. И не потому, что с 1937 года работал штатным сценаристом Голливуда и написал девять сценариев, из которых только один увидел свет – фильм по Э.М. Ремарку «Три товарища». Голливуд не держал Фицджеральда на голодном пайке, платил щедро, как прежде журналы и издательства, даже если и отвергал один его сценарий за другим. Браковал по одной причине – слишком высоки были требования Голливуда. Не стали шедеврами и все экранизации его романов, ни одна не выдвигалась на «Оскара». Почему же в кино его никогда не забывали и не забудут?
     В 1925 году 29-летний писатель выпустил бестселлер на все времена – «Великий Гэтсби», и самыми запоминающимися сценами романа стали вечеринки-балы в парке роскошного дома Гэтсби. Вечеринки проводились с невиданным размахом даже для видавших виды снобов и аристократов. Подавалось, сервировалось лучшее из лучшего. Интерьеры, убранство, обслуживание, музыкальное сопровождение – все вызывало восторг, восхищение, удивление. Невероятное сочетание изыска и роскоши во всем!
     Как киноман с 62-летним стажем, благодаря Интернету и поездкам по миру в последние двадцать лет, я сумел увидеть тех режиссеров и те фильмы, которые пропустил из-за идеологического занавеса. Оттого могу утверждать, что, начиная с 1925 года, во многих фильмах, где есть желание или необходимость показать роскошную жизнь, везде заметно влияние Фицджеральда, его балов, которые он описывал нам на страницах своего гениального романа. Я мог бы перечислить три-четыре десятка известных фильмов, где явно присутствует Фицджеральд, но ограничусь одним высоким примером. Ф.Ф. Коппола в своем выдающемся фильме «Крестный отец» попытался дать фицджеральдовский бал, но даже у него не получилось. Не удалось передать атмосферу, настроение праздника, изысканную роскошь интерьеров, фантазию ландшафтных архитекторов, утонченность флористов, удививших избалованных гостей диковинными, экзотическими цветами, гирляндами, букетами, клумбами, украсивших этот неземной бал для избранных.
     Никакие случайные статисты, заполнившие по воле режиссера воображаемые лужайки и беседки Гэтсби, не в силах передать ауру, царившую по воле писателя в его придуманном раю, ибо на его балах присутствовали интереснейшие из интересных, красавицы из красавиц, родовитейшие из родовитых – люди, отражавшие его время, так как они с Зельдой были среди них Первым принцем и Первой принцессой.
     Уверяю вас, сколько будет жить кино – столько и будет попыток воспроизвести фицджеральдовские вечеринки. И я уверен, что когда-нибудь появится режиссер, равный по таланту, мироощущению Фицджеральду, и он снова экранизирует «Великого Гэтсби», и мы обязательно увидим настоящий бал, так мастерски описанный великим Ф.С. Фицджеральдом.
     Но Фицджеральд повлиял не только на литературу и кино ХХ века, более всего, на мой взгляд, он повлиял на жизнь эксцентричных состоятельных людей по всему миру. Думаю, что именно с образом жизни Фицджеральда, его похождениями, тратами в сознании людей навсегда закрепился термин – золотая молодежь. Лучших законодателей мод, чем Фицджеральды – Скотт и Зельда, захочешь – не придумаешь. Не думаю, что он сознательно стремился к особому поведению, эпатажу общества, потому что в его жизни существовала высокая литература, и он четко понимал свое место в ней. Но… хотел ли он этого или нет, после него остался стиль «а ля Фицджеральд», и конца этому стилю не предвидится, ибо вряд ли скоро появится гениальный писатель с повадками блистательного плейбоя.
     Как бы наши олигархи ни засыпали Куршавель миллионами и бриллиантами, позволяя себе то, чего не мог позволить Фицджеральд, гулявший на свои гонорары, а не на украденные у народа деньги – законодателями шикарной жизни они не стали. Кончили со своими красавицами позором, приводом в полицию, ибо приняли там наших небожителей не за принцев и принцесс, а за сутенеров и проституток. Кроме денег для красивой жизни необходимо иметь еще малость… – вкус и культуру. Но и тут без весомого примера о посмертном влиянии Фицджеральда на определенную часть человечества не обойтись. 
     Когда я начал писать и печататься, у меня время от времени возникало желание замахнуться на что-то подобное из богатой, красивой жизни, хоть краешком похожее на произведение взволновавшего меня писателя. Но каждый раз я быстро трезвел, потому что видел в наших фильмах, театральных постановках, как убого и жалко выглядят там персонажи из высшего света, миллионеры и прочие богатеи – в стоптанных туфлях, коротких и мятых брюках, кургузых пиджаках, рубашках не по размеру, в нелепых галстуках. 

Рауль МИР-ХАЙДАРОВ.
(Продолжение следует.)


Комментарии (1)
УУСТИК, 10.01.2014 в 12:31

фицджеральда(правильно ли набрал?) конечно не читал,но-БРАВО!