2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Фазиль Искандер

5 марта 2018 года
Фазиль Искандер

     "Он был одним из тех,
кто помог нам пережить
советскую власть".

    
Леонид Гозман
о Фазиле Искандере.

 

     Это очень скверно, когда нечего читать. Для меня это синоним «нечего делать» и вплотную приближается к «незачем жить».
     В ранней молодости (которая у меня пришлась на конец семидесятых) ситуация «нечего читать» случалась регулярно. Нет, конечно, всегда можно было взять с полки Толстого. Но сидеть на толстовской мучной диете для молодого растущего интеллекта было невыносимо. Не спасало и бесконечное перечитывание «Мастера и Маргариты», чем кормились духовнобогатые девы. До одури хотелось чего-то современного, про сейчас. Еще лучше – фантастики. И, конечно же, переводной. Тут было главное – не нарваться на какого-нибудь прогрессивного западного автора. Прогрессивность я чуял нутром и ненавидел её во всех проявлениях. Я не мог заставить себя читать Рея какого-нибудь Бредбери, зато каждую строчку Лема или Хайнлайна перечитывал по три раза.
     Что же касалось современной мне литературы, я воспринимал ее примерно так же, как советскую стоматологию – то есть с ужасом и омерзением. Чтение советских писателей доставляло боль почти физическую. Впрочем, и тут были свои градации – от почти выносимого до запредельно-инфернального.
     Особенно жутким было сочинительство нацкадров. Если писания русских «деревенщиков», при всей их бесконечной унылости и депрессивности, еще можно было хоть как-то одолеть, то русскоязычные сочинения бесконечно многочисленных Нутайзурбуевых и Кроликоянецев – обычно про быт южных сел – были чем-то совершенно инфернальным. Я физически ощущал, как меня загоняют в войлочную юрту, к овцам и клопам. С другой стороны, нацкадровские тексты иногда доставляли то, что сейчас называют «лулзами» (по-русски это, наверное, будет «скорбные ржаки»). Некоторые перлы из нацкадровских сочинений передавались из уст в уста.
     Поэтому, когда добрые знакомые мне дали журнал без обложки и посоветовали прочесть повесть человека с узнаваемо восточным именем и названием «Созвездие Козлотура», я решил, что добрые знакомые решили угостить меня очередной порцией скорбных ржак.
     Повесть начиналась так: «В один прекрасный  день я был изгнан из редакции одной среднерусской молодежной газеты, в которой проработал неполный год».
     «Хм», - подумал я и чтение продолжил.
     Через пару страниц я наткнулся на типичный восточный лулз-ржак, который органично смотрелся бы в кавказской или среднеазиатской прозе. Но было видно, что автор вписывает его вполне сознательно. Когда же я дошел до описания соотечественника автора, руководителя широкого профиля и знатока восточных тостов, у меня возникло совсем странное чувство.
     Я понимал, что автор издевается. Но было не вполне ясно, над чем именно.
     Начиная этот текст, я выбирал из двух возможностей. Написать более-менее гладкий некролог ушедшему от нас – в преклонном возрасте, не сказать чтобы безвременно - уважаемому человеку. Или все же поговорить о том, чем этот уважаемый человек может быть интересен здесь, сейчас, а также и после того.
     Я выбрал второе, осознавая все риски подобной позиции. Текст вызовет раздражение, а то и нападки, причём со всех сторон. Но я пока живой, а значит – как-нибудь переживу и это. Что касается моей дискурсивной совести, то она чиста: еже писахъ – писахъ.
     Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Отец, Абдулла Ибрагимович Искандер, полуабхазец-полуперс (бывший белый народ, насильно поверстанный в азиаты – примерно то же попытались проделать с русскими позже), был некогда владельцем кирпичного завода. В советское время у такого человека не могло не быть неприятностей. Искандер в одном интервью говорил, что отца посадили в тюрьму за то, что он был наполовину персом. Фазиль Абдулович, судя по всему, вообще считал вопросы происхождения главными и основными, и в этом с ним трудно не согласиться. Однако тут дело было сложнее: в тридцать восьмом его отца не расстреляли, а выслали из СССР по так называемому «персидскому делу» - что может рассматриваться как милость. Увы, напрасная: в Персии высланных приняли за сталинских шпионов и уморили на рудниках. Другие получили свое на месте: грузинизация Абхазии проводилась классическими сталинскими методами. Дядя Фазиля Искандера погиб в Магадане. Других – знакомых, родственников – пропустили через мясорубку. Впоследствии Искандер будет вспоминать под камеру, как «всюду убирали абхазов и сажали грузин». Разумеется, осторожно.
     Он жил у родственников жены в селе Чегем. Несмотря на сомнительное, с точки зрения соввласти, происхождение, у Фазиля не было проблем. Он блестяще окончил русскую школу в Сухуми, поехал в Москву. Собирался поступить на философский факультет, но услышал слова преподавателя «кажется, на вашу нацию есть разнарядка», и понял это себе в ущерб. Поэтому пошел поступать в Московский библиотечный институт, из него перевелся в престижный Лит, который окончил в пятьдесят четвертом. По распределению попал на Брянщину, где работал в газете «Брянский комсомолец» (видимо, ее-то он и имел в виду под «среднерусской молодежной»), потом в «Курской правде», впоследствии вернулся на родину. В 1956 году он совершает карьерный скачок другим на зависть – становится редактором в абхазском отделении Госиздата. Что, помимо всего прочего, дало ему необходимую творческую свободу.
     С 1956 года он регулярно печатался в «Смене», «Неделе», не пренебрегал «Костром» и «Сельской молодежью» (не могу представить себе читателя данного журнала, но они, наверное, были). Писал стихи – в 1957 году в Сухуми опубликовал сборник под ожидаемым названием «Горные тропы». И одновременно писал рассказы, которые в дальнейшем составили роман «Сандро из Чегема».
     Дальнейшее понятно. Он переезжает в Москву и постепенно вырастает в большого советского писателя и человека. После краха социализма его рост не уменьшается – он пополняет собой когорту небожителей, занимая место несколько ниже богоподобного Чингиза Айтматова, но в принципе сравнимое.
     Это вообще вопрос сложный. Некоторые его знакомые – например, Владимир Соловьев – до сих пор убеждены, что Искандер проскочил мимо Нобелевки: надо было рвать с совком, переезжать на Запад, давить на жалость, раскручивать тему маленького гордого народа… Понимал ли это Искандер? Скорее всего да. Однако решил, что игра не стоит свеч. Статусных цацек за жизнь у него скопилось предостаточно: Искандер был осыпан наградами, как новогодняя елка. Что позднесоветская, что раннероссийская власти (не говоря уже об Абхазии) – все приносили свою дань. Его холили, лелеяли, награждали, снимали по его книжкам фильмы (кстати, неплохие). Лист его регалий огромен. Вот неполный списокв: Искандер также был академиком РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетным доктором Норвичского университета (США), членом и лауреатом Баварской академии изящных искусств (Германия). Фазиль Искандер был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом «Честь и слава» I степени Абхазии (2002). Писатель был награжден рядом престижных отечественных и зарубежных премий: Государственной премией СССР (1989), Государственной премией РФ (1993), премией имени А.Д. Сахарова «За мужество в литературе» (1991), Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1992), премией «Золотой Остап, Малапарти (Италия), «Триумф» (1998), памятной медалью РАН «Шедевры русской литературы ХХ века» за выдающийся вклад в развитие культуры России (2003) и др.В 2011 году Искандер стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» имени Л.Н. Толстого и обладателем премии правительства России за сборник «Избранные произведения». Именем его - при жизни - названа одна из малых планет и московская библиотека.
     При этом, в отличие от чудовищно бездарного, деревянного, вообще не слышащего русский язык Айтматова, он продолжал писать, и писать хорошо. Какой-то льстец – возможно, Быков или кто-то вроде него, уже не помню - даже называл творчество Фазиля Искандера последним лучом света в темном царстве.
     В принципе любой талантливый провинциал, пытающийся войти в большую литературу, имеет возможность сделать один почти беспроигрышный ход, литературное е2-e4. А именно – предложить на рынке свой провинциальный опыт. Скажем, ирландец в Лондоне может попытаться зайти в большую прозу, опубликовав что-нибудь на тему нравов ирландской глубинки. Житель Аляски может шокировать и заинтересовать среднеамериканского обывателя картинами сурового быта Аляски. Да что там – через эту калитку вошли в литературный пантеон Редьярд Киплинг, успешно продавший Британии «британскую Индию», или Гоголь, начавший литературную карьеру с «Вечеров на хуторе близ Диканьки», то есть с демонстрации чопорной петербургской публике комических малороссов в шароварах. Так что ничего стыдного в этом нет – если, конечно, это именно первый шаг.
     Для советского нацменского литератора этот ход был разрешен. Но только с той поправкой, что интерес нужно было вызвать не у публики, а у кураторов литпроцесса, и не литературный, а идеологический. Правильная траектория была такова: рассказики о «малой родине» (о каком-нибудь далёком селе или ауле), потом производственный роман на родном материале, потом производственный роман союзного значения (про Магнитку или БАМ), а потом можно было уже получить допуск к большим тиражам и возможностям. Хотя малую родину полагалось не забывать, это ж святое.
     Это, кстати, важный момент, не обойдем его. Русских в СССР сделали бездомным народом. «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз»: эта страшная и мерзкая по смыслу песня была впиздрячена русским дурачкам как руководство к действию. Русские не имели права любить ничего своего, право на «малую родину» им так и не дали – хотя разрешили плакать о ней, убитой (к чему и сводилось творчество «деревенщиков»). Они все время ехали в теплушках на какую-нибудь очередную стройку в тайгу. Напротив, нацменам разрешалось и даже вменялось в обязанность жить хозяевато, на своей землице, хранить верность родному селу, дому, району – даже уехав из него. Землячества и диаспоры, запрещенные русским, всячески поощрялись у нерусских – в том числе и создаваемой для них культурой. Ароматный дымок кизяка, верблюжьи следы в зарослях саксаула, божественный вкус кумыса и чистейший горный воздух – все это полагалось любить взасос, воспевать, облизывать словами. Благо, в советских условиях это было несложно. По сравнению со страшной, нищей жизнью русского «нечерноземья», где русские ютились по десятеро в крохотных клетушках и ели зеленую гнилую колбасу, любой аул, где хотя бы не было проблем с жилплощадью и было мясо и фрукты, казался если не раем, то вполне интересным для жизни местом. Разумеется, реальные аульные нравы были реально страшны – настолько, что никакое мясо и фрукты этого не компенсировало. Но на то и существовал соцреализм, чтобы такие моменты подвергать пристойной лессировке. Эта игра и ее правила были отлично известны, дальнейшее зависело от старательности автора.
     В этом отношении Искандер был образцовым советским писателем. Он воспел родную Абхазию и село Чегем так, как мало кто из совписов позволял себе. «Сандро из Чегема» написан сахаром и медом, разведенными патокой неистовой любви. При этом применялась двойная маскировка: рассказы выдавались за «юмор и сатиру» (примерно как фильм «Мимино», восхваляющий «интересных кавказских мужчин»). Это тоже понималось правильно – как часть игры… Впрочем, как и то, что автор, хорошо зная жанр, регулярно обнажал его условность. Например, добавлял в описываемый им этнографический салат, столь любимый советскими гнидогадоидами, несуществующих фигурантов – то есть придуманные им «малые народы». Интересно, всегда ли это понимали те, кто по долгу службы проверял его тексты на многонациональную полезность?
     Более того. Националам было разрешено любить и воспевать самое запретное, что было в СССР – частную собственность, в том числе земельную (то есть основную и главную). Русские, прозябающие на отнятой, опоганенной большевиками земле, изнасилованной и оскверненной колхозами, читали в азиатских книжках про «любовь крестьянина к своему полю». Кавказу и Азии это было можно – иметь свое поле, свой дом, свое, свое, свое, родное, родовое, вечное. Искандер писал об этом с настоящим чувством. Могло даже показаться, что автор дразнится. То есть дразнит русских дураков, у которых своего поля нет и никогда не будет. К чести Фазиля Абдуловича, эти нотки в его текстах – если они и были – могут быть различимы только предвзятым (или слишком внимательным) взглядом. А вот роскошь натуральной жизни представлена как подобает – пышно и красочно.
     Критики это называли «пафосом приятия мира». В самом деле, моречко, фрукты, парное мяско и не слишком достающая (но исправно снабжающая всем необходимым) советская власть этому очень способствуют.

     Константин КРЫЛОВ.
     (АПН.)

     (Продолжение следует.)

     На снимке: Фазиль Искандер.


Комментарии (72)
Guest, 05.03.2018 в 11:43

Особенно жутким было сочинительство нацкадров. Если писания русских «деревенщиков», при всей их бесконечной унылости и депрессивности, еще можно было хоть как-то одолеть, то русскоязычные сочинения бесконечно многочисленных Нутайзурбуевых и Кроликоянецев – обычно про быт южных сел – были чем-то совершенно инфернальным. Я физически ощущал, как меня загоняют в войлочную юрту, к овцам и клопам. С другой стороны, нацкадровские тексты иногда доставляли то, что сейчас называют «лулзами» (по-русски это, наверное, будет «скорбные ржаки»). Некоторые перлы из нацкадровских сочинений передавались из уст в уста.
Крылов
=================================================
Вот мнение о русских и нерусских передовых либералов, типа Собчак, Серебренникова, Ахеджаковой, Быкава и пр. палестинских иуд, полоскающих Путина, для которых Россия - это коллективный Хам! Но несмотря на это обирать ее по своим прогрессивным взглядам они не считают зазорным.

Кунак, 05.03.2018 в 12:14

Кто же виноват в том что не устраивает автора статьи не сразу понятно, а только когда прочтешь до конца. Виноваты нацмены, и даже Гоголь не русский, но в доску про русский. Власть в стране "Советов"была у русских, и сейчас так же. Не нацмены же обустраивали убогий русский быт в нечерноземье, а скорее вековое рабское самосознание с установленным крепостным правом в России с продолжением при СССР рабством в другом обличии-колхозном строе, безденежным оплатой трудоднями, без права покидать колхоз,которое сдерживала беспартизация труженников села

Кунак, 05.03.2018 в 12:49

Пардон. Не песпатризация, а беспаспортизация.

Guest, 05.03.2018 в 13:25

Зачем русофил и ксенофоб взялся писать о национальных писателях. Фазиля он тоже считает нерусским сукиным сыном,но проводит мысль,что это наш сукин сын.

Guest, 05.03.2018 в 13:46

Пардон. Какой же Сталин, Берия, Хрущов, Маленков, Микоян, Брежнев, Дзержинский, и даже Ленин - русские? Правившее СССР Генсеки и Политбюро - на 80% - не русские - Кунаев, Шеварнадзе, Мжаванаде, Пельше, Щербицкий, Полянский, Мазуров, Алиев, Подгорный, Шелест и пр. Просто они правили от имени русского народа, который был мясом и даже не имел права иметь собственную партию - компартию Российской федерации.

Разве мог русский человек подарить Украине и Казахстану русские губернии и Крым?

СССР правила украино-грузинская мафия. Поэтому, чтобы освободиться от этой мафии, русский народ единогласно поддержал распад СССР и освобождение от диктата нац. окраин. И правильно сделал, несмотря на то, что Путин об этом сожалеет.

В конечном итоге временно даже лучше тамбовская мафия Петрова, чем мафия Кунаева, Мжаванадзе, Адылова, Шевардадзе и пр.

Guest, 05.03.2018 в 13:50

Он не русофил, а не наооборот. Русскую литературу он ставит ни во что. И противопоставляет ей передовую литературу Искандера.

Guest, 05.03.2018 в 18:09

Искандер - талантливай нац. писатель, пишущий по русски. Он лучше известен за рубежом, чем в России. И весьма иронично писал о СССР и русских. Без всяких оскорблений и хамства, как пишут многие нац. писатели. Русские его любят. Он малодец!

А человек, который про него пишет - просто мелкий пошляк. Не русофоб и не русофил, а пошляк.

Guest, 07.03.2018 в 16:56

нацменам разрешалось и даже вменялось в обязанность жить хозяевато, на своей землице, хранить верность родному селу, дому, району – даже уехав из него.
Константин КРЫЛОВ.
(АПН.

======================================
Очевидное вранье с целью заставить забыть многочисленнейшие преступления русского империализма против нерусских народов. Как могли жить хозяевами на своей землице крымские татары и турки-месхетинцы, которым до самого конца СССР запрещалось возвращаться на свою родину?! Если русских посылали осваивать целину в теплушках, то тех же крымских татар, чеченцев, корейцев, немцев Поволжья, калмыков и целый ряд других нерусских высылали под охраной НКВД в чудовищных условиях товарных поездов, не давая не то что еды, но даже воды! Вот вам и конкретная реализация русской "духовности", обернувшаяся на деле обыденной жестокостью по отношении к другим народам.

Guest, 07.03.2018 в 18:27

Теплушка - это и есть обычный товарный вагон, в котором сделаны нары и поставлена железная печка. Их называли еще коровниками. Мои родители ехали в такой теплушке с заводом с детьми целый месяц суровой зимой 1941 г, да еще под бомбежками. Репрессированные ехали так же.

Амир Замалетдинов, 07.03.2018 в 21:25

Уважаемые соотечественники! Автор статьи «Фазиль Искандер» Константин Крылов, пользуясь правом голоса и свободы, пытается, как мне показалось, искренне поделиться с нами – читателями личной уже нестерпимой душевной болью и как можно быстрее излить весьма гневное своё воззрение по самым жизненно важным вопросам в нашем многонациональном Отечестве. Откровенно говоря, мне очень жаль автора, так как он допускает, по моему глубокому убеждению, очень серьёзные ошибки, совершённые в прошлом известным вольнодумцем агрессивным врагом Советского Союза Солженицыным, не пожелавшим за свою долгую жизнь избавиться от навязчивых обид, нанесённых ему советской властью. Приведу очень поучительный пример из жизни моих родителей. В апреле 1933 года именем советской власти мои родители с тремя малыми детьми за отказ вступить в колхоз были «раскулачены за недоимки» и жестоко выселены из Дрожжановского района. В тяжеленных мучениях мои родители были вынужденно переселиться в Башкирию и, им удалось в те тяжёлые для всех годы не только сохранить свою семью, но и родить ещё пятерых детей и воспитать нас настоящими патриотами Советского Союза, искренне любящими своё многострадальное и великое Отечество. А главная мудрость моих родителей состояла в том, что они ту сильную боль, причинённую им жестокой местной властью, смогли достойно унять, излечить в себе, и не стали передавать её своим детям, научили нас настойчиво изгонять из своей души навязчивые чувства гнева и мести. Искренне желаю автору статьи очистить свою душу от гнева и мести к прошлой истории нашего Отечества и решительно отказаться от разрушительных для Личности националистических убеждений.

Guest, 08.03.2018 в 19:39

Guest, 07.03.2018 в 18:27
Теплушка - это и есть обычный товарный вагон, в котором сделаны нары и поставлена железная печка. Репрессированные ехали так же.
=================================
Совершенно очевидное, наглое и явное вранье! Вот свидетельства репрессированных:
Абдурафиева (Абдураманова) Султание, родилась 12 февраля 1935 года в дер. Баатыр (Багатырь) Бахчисарайского района.
Машину подогнали вплотную к вагону, открыли задний борт и перегнали людей в грязный, скотский вагон. Туалета и воды здесь не было. Нужду справляли в ведро, огородив угол вагона одеялом. Кормили в пути раз в сутки: давали баланду и ржаной хлеб по одному кусочку. Медицинского обслуживания не было. Умерших выносили с вагона и оставляли на станции, не давая хоронить. Помню, на одной из станций все побежали за водой и едой. Мальчик с соседнего вагона 10-12 лет тоже побежал за водой, но когда вернулся обратно, солдат схватил его за грудки и со всей силы швырнул на колеса вагона. У мальчика со рта и носа пошла кровь. Поезд тронулся, а он так и остался лежать на месте.

Guest, 08.03.2018 в 19:45

Guest, 07.03.2018 в 18:27
Теплушка - это и есть обычный товарный вагон, в котором сделаны нары и поставлена железная печка. Репрессированные ехали так же.
=================================
Совершенно очевидное, наглое и явное вранье!
АБИБУЛАЕВА Ление Меметовна, родилась 21 января 1938 года в дер. Куклуз Куйбышевского района.
Отец Сеитмемет (1905 г.р.), воевал на фронте, погиб в 1943 году. Мать Хатидже (1915 г.р.), после гибели отца переехала в дом к бабушке Фатиме (1895 г.р.). Дядя Мустафа и Амит были в трудармии. На момент депортации нас дома было шесть человек. В 5 утра 18 мая 1944 года раздался громкий стук в дверь. Мы все переполошились. Вошли два солдата и офицер. На сборы дали 15 минут. Куда и зачем ведут, не сказали. Разрешили взять немного продуктов и кое-что из вещей. Вытолкнули прикладами из дому и привели в центр деревни, возле кладбища. Потом на грузовых машинах привезли на станцию Сюрень. Под дулами автоматов затолкали в грязные товарные вагоны. Воды, туалета не было. В вагоне было так много людей, что спали по очереди. Несколько дней питались тем, что успели взять из дома. Медицинского обслуживания не было. В нашем вагоне умерло несколько человек, их оставили вдоль железнодорожного полотна. Один труп с нами ехал несколько дней. Одна женщина родила, но ребенок через несколько часов умер, сказали, что его просто выбросили в окно.

Guest, 08.03.2018 в 19:47

Guest, 07.03.2018 в 18:27
Теплушка - это и есть обычный товарный вагон, в котором сделаны нары и поставлена железная печка. Репрессированные ехали так же.
=================================
Совершенно очевидное, наглое и явное вранье!
АБЛЯЛИМОВ Халиль, родился 21 ноября 1927г. в дер. Чагъылтай Ак-Мечетского района.
Наша семья состояла из бабушки, мамы, 5-х братьев и 4-х сестер. Два брата воевали на фронте. У нас в доме около месяца жили красноармейцы, которые вели учет хозяйства, знали о каждом члене семьи.
18 мая 1944 года в 3 часа ночи красноармейцы разбудили нас, пиная ногами. О высылке ничего не сказали, на сборы дали 15 минут. На 9 человек разрешили взять одно одеяло. В сопровождении вооруженных солдат собрались у колодца.

На вокзале, как скот, загрузили в вонючие товарные вагоны, закрыли дверь на засов. Открывали дверь по своему усмотрению и только на больших станциях. Вагоны были переполнены, в нашем было около 20 семей. Воды и туалета не было. За все время пути нас кормили один раз вонючим пересоленным рыбным супом.
Никакого медобслуживания не было. Умерших оставляли на разъездах, станциях, когда поезд останавливался и открывали дверь.

Guest, 08.03.2018 в 20:48

Максимальное испытания крымского татарского народа произошло во время масштабного голода в СССР 1946—1947 годов, во время которого погибло по оценке М.Эллмана около 1,5 миллиона человек, из которых до 16 тысяч крымских татар. Хотя в общем числе граждан СССР погибших от голода крымских татар было невелико, но для небольшого народа это были колоссальные потери. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 %, по оценкам различных советских официальных органов, до 46 %, по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших в 1960-е годы сведения о погибших. Так, по данным ОСП УзССР, только «за 6 месяцев 1944 года, то есть с момента прибытия в УзССР и до конца года, умерло 16 052 чел. (10,6 %)».

Guest, 09.03.2018 в 20:13

Уровень Крылова, когда он Хайнлайна ставит выше Бредбери? Или Толстого называет мучной жвачкой? А Шукшина, Солоухина, Платонова, Трифонова, он тогда не читал?

Guest, 09.03.2018 в 20:41

Бредбери получил Пулитцеровскую премию, как непревзойдённый фантаст , а Трюффо снял фильм по 451 Фаренгейт.

Guest, 09.03.2018 в 23:16

Что-то все считают. сколько погибло нац. менов. И при этом все стараются эту цифру увеличить 16 -18 тысяч.. С вот сколько десятков миллионов погибло русских, никто не считает. Несправедливо, однако. Надо бы поставить гигантский памятник русскому мученику и окружить его мелкими фигурками других народов. Чтобы все могли произвести сравнение потерь.
А то сейчас получается, например, что во 2 войне погибли только одни евреи.

Guest, 09.03.2018 в 23:28

Разница между репрессированными и эвакуируемыми заключалась только в том, что не было вооруженной охраны и вагоны не запирались. А все остальное все совпадает. Мои родители ехали в эвакуацию в таких же вагонах, из вещей не было практически ничего. По дороге бомбили. По приезду в г.Новосибирск жили в землянке, где я и родился. Работали в чистом поле на морозе на строящемся заводе как заключенные. Так что нечего тянуть одеяло на себя. Если народы в конце концов вернулись на свои места, то русские так и рассеялись по просторам. Ибо часто им просто некуда было возвращаться. Так появились заводы в Казаии. Так что неизвестно, кто пострадал больше.

Guest, 10.03.2018 в 01:34

Guest, 09.03.2018 в 23:16
Что-то все считают. сколько погибло нац. менов. И при этом все стараются эту цифру увеличить 16 -18 тысяч.
==============================
Как я всегда говорил, ложь и провокация - главное оружие русского нациста. Крымских татар, только в Узбекистане и только «за 6 месяцев 1944 года, то есть с момента прибытия в УзССР и до конца года, умерло 16 052 чел. (10,6 %)»! А русский нацист врет, что их якобы умерло только 16-18 тысяч, тогда как в пути их умерло еще больше и не меньше в другие годы. И потом, русских в процентном отношении погибло за всю войну менее 10%, а крымских татар только за 6 месяцев погибло 1944 года и только в Узбекистане погибло свыше 10%. Поэтому вопрос о том, какой народ пострадал больше, совершенно ясен.

Guest, 10.03.2018 в 08:31

Интересно, некоторые пишут, что жизнь в лагере и жизнь в землянке в Новосибирске одно и то же.

Guest, 10.03.2018 в 08:33

А почему у него родители уехали в эвакуацию, а не пошли на фронт?

Guest, 10.03.2018 в 08:35

Странно, украинцы вернулись, а русские рассеялись.

Guest, 10.03.2018 в 10:57

Люди не - абстрактные проценты. И сравнивать проценты - аморально. Считать надо конкретныл людей. Русских погибли десятки миллионов, в крымских татар- несколько тысяч. Разница, однако. Евреи тоже не считают проценты, а считают миллионы конкретных убитых людей. И никто этого не отнимет.
Попытка все перевести в безликие цифры - это принизить гигантские потери русского и еврейского народов.

Guest, 10.03.2018 в 10:59

Guest, 10.03.2018 в 08:33
А почему у него родители уехали в эвакуацию, а не пошли на фронт?
===================================================
Потому, сто так решила партия.

Guest, 10.03.2018 в 13:12

Guest, 10.03.2018 в 10:57
Русских погибли десятки миллионов, в крымских татар- несколько тысяч.
===========================
Как я всегда говорил, главное оружие русского нациста - ложь и провокация. Крымских татар погибли не несколько тысяч, а свыше ста тысяч. Если только в Узбекистане их погибло только в первые 6 месяцев 1944 года 16 тысяч, то их погибло еще больше в других местах поселения - в Казахстане, в Киргизии и т.д., еще больше погибло в ходе депортации, осуществлявшейся самыми зверскими и дикими методами.

Guest, 10.03.2018 в 17:36

У русских при раскулачивали только погибло несколько десятки миллионов.

Guest, 10.03.2018 в 19:15

Кремлеботу в его НИИ дадут премию,за работу на татарском сайте.Этак примерно тысяч 50.

Guest, 10.03.2018 в 21:11

Если по справедливости, надо восстановить Крымско-Татарскую Республику. Чеченскую Республику восстановили

Guest, 10.03.2018 в 21:24

Калмыкию в 1958 году восстановили тоже.

Guest, 10.03.2018 в 21:25

Правда два района отдали Астраханской области.

Guest, 10.03.2018 в 21:48

Посмотрите спектакль Привет от Цюрупы по пьесе Искандера. Очень интересно.

Guest, 11.03.2018 в 06:40

А где посмотреть?

Guest, 11.03.2018 в 09:36

Русские СМИ переполнены публикациями типа:запуск ракеты "Кинжал",запуск того то и того то.С упоением фантазируют на тему,что Европа теперь прогнется,что она в страхе.Что США пойдут на переговоры,отменят санкции. Как говорят сами русские,блажен кто верует. А тем временем ситуация в Сирии накаляется,число жертв в русской оккупационной армии растет.

Guest, 11.03.2018 в 11:03

Guest, 11.03.2018 в 06:40
А где посмотреть?
==================================================
В интернете. На канале Культура. Спектакль называется "Привет от Цюрупы" по пьесе Искандера "Думающий о России и американец". Играют Ширвиндт и Державин. Очень остроумно и интересно.

Guest, 11.03.2018 в 11:09

В Сирии российская армия не оккупационная, а официально приглашенное правительством Сирии. А оккупационная армия - это такая, которая вторгается на чужую территорию без приглашения. Как армия США или Турции в той же Сирии. Грамотным надо быть и различать понятия.

Guest, 11.03.2018 в 11:25

Грамотным надо быть и различать понятия.___________

ты один грамотный смех ВСЕ ВЕРНО ! Режим садама - это охлократы,как у нас, олигархи - кучка не будем конкретизировать. Так садам, решил, что помощь россии нужна, а не народ. Поэтому пребывание российской армии в сирии весьма интересно. Все иностранные армии оккупанты - борьба за передел мира - все они оккупанты. Официальное приглашение нашему народу показано, ты видел - нет, ну и мы не видели. Чьи интересы пасет россии - конечно, имперские.

Guest, 11.03.2018 в 11:56

Если, Саддам,по вашему мнению президент Сирии, пригласит армию любого государства, то она по международным понятиям не является оккупационной. А вот Иван 4 - оккупант.

Guest, 11.03.2018 в 13:24

Теперь будем ждать,когда Ч.Ир пригласит русскую армию.Но число жертв русских оккупантов растет с каждым днем,этот факт уже не скроешь.Придется снова авианосец-кочегарку отправлять в Сирию.

Guest, 11.03.2018 в 16:21

Guest, 11.03.2018 в 13:24
Теперь будем ждать,когда Ч.Ир пригласит русскую армию.Но число жертв русских оккупантов растет с каждым днем,этот факт уже не скроешь.Придется снова авианосец-кочегарку отправлять в Сирию.
Оставить комментарий
=================================================
Мне кааца, что Вас надо дать в советники Шойгу. Вы оба представители лучших народов, не русские, т.е. чертовски талантливы. Мне вот так кааца.

Guest, 11.03.2018 в 20:30

А ты перекрестись,по русскому обычаю.Может поможет.И памперс поменяй.

Guest, 11.03.2018 в 23:33

Поменял. Но все равно так кааца.

Guest, 12.03.2018 в 07:14

Нужно назвать ракету Крым

Guest, 12.03.2018 в 13:17

Правильно. Есть корабль "Татарстан".

Guest, 12.03.2018 в 14:56

Русских в СССР сделали бездомным народом. «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз»: эта страшная и мерзкая по смыслу песня была впиздрячена русским дурачкам как руководство к действию. Русские не имели права любить ничего своего, право на «малую родину» им так и не дали – хотя разрешили плакать о ней, убитой (к чему и сводилось творчество «деревенщиков»). Они все время ехали в теплушках на какую-нибудь очередную стройку в тайгу. Напротив, нацменам разрешалось и даже вменялось в обязанность жить хозяевато, на своей землице, хранить верность родному селу, дому, району – даже уехав из него. Землячества и диаспоры, запрещенные русским, всячески поощрялись у нерусских – в том числе и создаваемой для них культурой. Ароматный дымок кизяка, верблюжьи следы в зарослях саксаула, божественный вкус кумыса и чистейший горный воздух – все это полагалось любить взасос, воспевать, облизывать словами.
Более того. Националам было разрешено любить и воспевать самое запретное, что было в СССР – частную собственность, в том числе земельную (то есть основную и главную). Русские, прозябающие на отнятой, опоганенной большевиками земле, изнасилованной и оскверненной колхозами, читали в азиатских книжках про «любовь крестьянина к своему полю». Кавказу и Азии это было можно – иметь свое поле, свой дом, свое, свое, свое, родное, родовое, вечное. Искандер писал об этом с настоящим чувством. Могло даже показаться, что автор дразнится. То есть дразнит русских дураков, у которых своего поля нет и никогда не будет. К чести Фазиля Абдуловича, эти нотки в его текстах – если они и были – могут быть различимы только предвзятым (или слишком внимательным) взглядом. А вот роскошь натуральной жизни представлена как подобает – пышно и красочно.
==
Да помню, помню. В 70-е, 80-е про окраины часто говорилось, что никакой советской власти там так и не появилось. Прежние нравы, традиционные порядки.
Повезло им.

Guest, 12.03.2018 в 15:42

Во время войны немцы разрешали создавать национальные управы для нац меньшинств и финансировали их. Только русским такие управы создавать не разрешали.

Guest, 12.03.2018 в 16:18

Повезло им.
==================================================
А чего они там не живут при своих замечательных порядках? Половина продавцов, водителей и кондукторов - киргизы, узбеки и таджики. А в Москве - еще больше.

Guest, 12.03.2018 в 19:33

В 1001 первый раз,убедительно просим вас и поддержим весь русский народ,в требовании создать русскую республику и наладить там исконную русскую жизнь. Свободу русскому народу! Даешь русское национальное государство!

Guest, 13.03.2018 в 15:01

А на кой? Ведь мы работать не умеем. Мы можем жить только за Ваш счет.

Guest, 13.03.2018 в 16:49

В кои века правду глаголеш дедуля.

Guest, 13.03.2018 в 19:10

Guest, 12.03.2018 в 14:56
Русских в СССР сделали бездомным народом. «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз»
============================================
Все правильно, все логично - за право попирать другие народы русским пришлось заплатить немаленькую цену. Русские колонисты в нерусских республиках, краях и областях выполняли военную и политическую закрепления русской власти над завоеванными землями, только и всего. Ну не получилось так не получилось, у англичан в Индии тоже не получилось, пришлось таки убираться на свою историческую родину, когда туземцы потребовали свободы и предложили незваным пришельцам убираться. Увы, такова судьба всех колонизаторов и почему судьба русских колонизаторов должна быть другой?

Guest, 13.03.2018 в 19:17

Нен бездомным, а вседомным. Англичане не сумели покорить, потому, что не уважали индусов, а русские смогли.

Guest, 13.03.2018 в 23:33

евреи-большие умельцы
переворачивать с ног на голову.
этот тов."Крылов"-тому пример.

Guest, 17.03.2018 в 10:48

Guest, 13.03.2018 в 19:17
Англичане не сумели покорить, потому, что не уважали индусов, а русские смогли.
==================================
Русская "Индия" - это страны Центральной Азии, захваченные Российской империей во второй половине XIX века. Кстати, тогда у англичан были сильные опасения по поводу дальнейшего продвижения русских, что могло столкнуть их с англичанами. Но в конце концов и русским, и англичанам пришлось уйти. Только в чем разница, после англичан в Индии осталась законность и право, в Индии демократия и самые настоящие выборы, Индия является великой державой, запускающей ракеты в космос, а после русских в Центральной Азии остались коррумпированные мафиозные режимы, разруха и отсталость.

Guest, 17.03.2018 в 12:20

Разница в том, что Индийская цивилизация существовала за тысячи лет до Британской империи и, несмотря на дикий урон, нанесенный англичанами, сохранила свою культуру. И восприняла некоторые достижения англичан.
А в ЦА как были до русских, так и после русских, правили тиранические династии. Достаточно вспомнить Тимура с его горами отрубленных голов. В СССР им был дан шанс цивилизоваться, но они не захотели, и сейчас вернулись в свое естественное ниее деспотическое состояние. Ну и Бог с ними. Лишь бы к нам не лезли.

Guest, 17.03.2018 в 14:39

И вот такие придурки,сейчас и в русском МИДе сидят.Надо ли говорить,что рашка потеряла влияние в этих государствах.Но дурачок не знает,что правительства государств ЦА более заботятся о своем народе,чем правительство рашки.

Guest, 17.03.2018 в 19:02

Что-те люди, которые приезжают к нам по делам из стран ЦА, не слишком хвалят свои правительства. Говорят, что у нас лудче. А сколько кондукторов у на из ЦА. Они там кондукторами не могут работать?

Guest, 18.03.2018 в 00:01

люди, которые приезжают к нам по делам из стран ЦА, не слишком хвалят свои правительства. Говорят, что у нас лудче. А сколько кондукторов у на из ЦА. Они там кондукторами не могут работать?
====================================
В США живет и работает 3 миллиона русских, в Германии - 2 миллиона, в Китае примерно столько же, работают кто кем, кто программистом, кто кондуктором. Они что, не могут работать программистами и кондукторами в России?

Guest, 18.03.2018 в 09:50

Так ведь русские не считают США государством-изгоем, не презирают американцев и поэтому туда едут работать на равных с американцами в лучших университетах и т.д. Никто в США не видел русского-дворника или кондуктора.

А люди из ЦА презирают русских, считают их изгоями, захватчиками и т.д., но тем не менее идут к ним в услужение. Это национальный позор - добровольно после освобождения идти в услужение бывшим хозяевам и на коленях просить милостыню!

А ведь великий сын грузинского народа Тариэл сказал: Лучше славная кончина, чем позорное житье.
Но бывшие вассалаы России славной кончине предпочли позорное житье.

В этом разница.

Guest, 18.03.2018 в 12:32

Блажен кто верует.Кремлебот думает,что зарабатывать деньги в рашке это стыдно для жителей ЦА. Но туча русских зарабатывает деньги сбором апельсинов в Испании и Португалии,русские проститутки обеспечили услугами всю Европу,Китай и Арабистан,таксисты в США 30% русские,в кафе,бистро,полно русской обслуги.А где же русская гордость,идут к врагам за деньгами,стелятся под них. Ты бы кремлебот сначало думал бы,а потом писал. Вот в этом разница,сначала думать, а потом писать или болтать. А то у тебя получается плевать против ветра. Глуп ты дедуля.

Guest, 18.03.2018 в 17:53

О да! Русские там все, а как же.

Изображение

Guest, 18.03.2018 в 20:09

Дело не в язык, а в политике. В США никто не хочет работать с политически ангажированными людьми. Зачем им проблемы с предателями?

Guest, 18.03.2018 в 21:20

Точно,кремлебот.Это не рашка,а США. Тебя там бы тоже не приветствовали бы.Манкурт-предатель.

Guest, 18.03.2018 в 22:23

Манкурт-предатель.


Это хорошо, что ты не забываешь представляться.

Guest, 19.03.2018 в 07:18

Кремлебот,ну зачем попугайничать? Ты же не аульский татарин,ты же ого-го, прямо как русский.

Guest, 19.03.2018 в 14:21

Guest, 18.03.2018 в 21:20
Точно,кремлебот.Это не рашка,а США. Тебя там бы тоже не приветствовали бы.Манкурт-предатель.
================================================
Дорогой, этот пост 18.03.2018 в 20:09 мой, русского человека Так что я не могу, к сожалению, быть манкуртом.

Guest, 19.03.2018 в 15:30

Что манкурт,что русский,разницы нет.Можно даже сказать,что манкурты,это русские в квадрате.

Guest, 19.03.2018 в 15:47

Нет, это не соответсвтует понятию манкурта Чингиза Айтматова. Он про русских не говорил.

Guest, 21.03.2018 в 15:24

Глупец.

Guest, 22.03.2018 в 10:32

Айтматов глупец?

Guest, 22.03.2018 в 13:15

Ты глупец.Если даже не понимаешь,что сказал Айтматов в своем произведение.

Guest, 22.03.2018 в 16:14

А зачем мне понимать?
Он писал для своего народа.

Guest, 22.03.2018 в 20:00

Глупец.