Фазиль Искандер
"Он был одним из тех,
кто помог нам пережить
советскую власть".
Леонид Гозман
о Фазиле Искандере.
Это очень скверно, когда нечего читать. Для меня это синоним «нечего делать» и вплотную приближается к «незачем жить».
В ранней молодости (которая у меня пришлась на конец семидесятых) ситуация «нечего читать» случалась регулярно. Нет, конечно, всегда можно было взять с полки Толстого. Но сидеть на толстовской мучной диете для молодого растущего интеллекта было невыносимо. Не спасало и бесконечное перечитывание «Мастера и Маргариты», чем кормились духовнобогатые девы. До одури хотелось чего-то современного, про сейчас. Еще лучше – фантастики. И, конечно же, переводной. Тут было главное – не нарваться на какого-нибудь прогрессивного западного автора. Прогрессивность я чуял нутром и ненавидел её во всех проявлениях. Я не мог заставить себя читать Рея какого-нибудь Бредбери, зато каждую строчку Лема или Хайнлайна перечитывал по три раза.
Что же касалось современной мне литературы, я воспринимал ее примерно так же, как советскую стоматологию – то есть с ужасом и омерзением. Чтение советских писателей доставляло боль почти физическую. Впрочем, и тут были свои градации – от почти выносимого до запредельно-инфернального.
Особенно жутким было сочинительство нацкадров. Если писания русских «деревенщиков», при всей их бесконечной унылости и депрессивности, еще можно было хоть как-то одолеть, то русскоязычные сочинения бесконечно многочисленных Нутайзурбуевых и Кроликоянецев – обычно про быт южных сел – были чем-то совершенно инфернальным. Я физически ощущал, как меня загоняют в войлочную юрту, к овцам и клопам. С другой стороны, нацкадровские тексты иногда доставляли то, что сейчас называют «лулзами» (по-русски это, наверное, будет «скорбные ржаки»). Некоторые перлы из нацкадровских сочинений передавались из уст в уста.
Поэтому, когда добрые знакомые мне дали журнал без обложки и посоветовали прочесть повесть человека с узнаваемо восточным именем и названием «Созвездие Козлотура», я решил, что добрые знакомые решили угостить меня очередной порцией скорбных ржак.
Повесть начиналась так: «В один прекрасный день я был изгнан из редакции одной среднерусской молодежной газеты, в которой проработал неполный год».
«Хм», - подумал я и чтение продолжил.
Через пару страниц я наткнулся на типичный восточный лулз-ржак, который органично смотрелся бы в кавказской или среднеазиатской прозе. Но было видно, что автор вписывает его вполне сознательно. Когда же я дошел до описания соотечественника автора, руководителя широкого профиля и знатока восточных тостов, у меня возникло совсем странное чувство.
Я понимал, что автор издевается. Но было не вполне ясно, над чем именно.
Начиная этот текст, я выбирал из двух возможностей. Написать более-менее гладкий некролог ушедшему от нас – в преклонном возрасте, не сказать чтобы безвременно - уважаемому человеку. Или все же поговорить о том, чем этот уважаемый человек может быть интересен здесь, сейчас, а также и после того.
Я выбрал второе, осознавая все риски подобной позиции. Текст вызовет раздражение, а то и нападки, причём со всех сторон. Но я пока живой, а значит – как-нибудь переживу и это. Что касается моей дискурсивной совести, то она чиста: еже писахъ – писахъ.
Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Отец, Абдулла Ибрагимович Искандер, полуабхазец-полуперс (бывший белый народ, насильно поверстанный в азиаты – примерно то же попытались проделать с русскими позже), был некогда владельцем кирпичного завода. В советское время у такого человека не могло не быть неприятностей. Искандер в одном интервью говорил, что отца посадили в тюрьму за то, что он был наполовину персом. Фазиль Абдулович, судя по всему, вообще считал вопросы происхождения главными и основными, и в этом с ним трудно не согласиться. Однако тут дело было сложнее: в тридцать восьмом его отца не расстреляли, а выслали из СССР по так называемому «персидскому делу» - что может рассматриваться как милость. Увы, напрасная: в Персии высланных приняли за сталинских шпионов и уморили на рудниках. Другие получили свое на месте: грузинизация Абхазии проводилась классическими сталинскими методами. Дядя Фазиля Искандера погиб в Магадане. Других – знакомых, родственников – пропустили через мясорубку. Впоследствии Искандер будет вспоминать под камеру, как «всюду убирали абхазов и сажали грузин». Разумеется, осторожно.
Он жил у родственников жены в селе Чегем. Несмотря на сомнительное, с точки зрения соввласти, происхождение, у Фазиля не было проблем. Он блестяще окончил русскую школу в Сухуми, поехал в Москву. Собирался поступить на философский факультет, но услышал слова преподавателя «кажется, на вашу нацию есть разнарядка», и понял это себе в ущерб. Поэтому пошел поступать в Московский библиотечный институт, из него перевелся в престижный Лит, который окончил в пятьдесят четвертом. По распределению попал на Брянщину, где работал в газете «Брянский комсомолец» (видимо, ее-то он и имел в виду под «среднерусской молодежной»), потом в «Курской правде», впоследствии вернулся на родину. В 1956 году он совершает карьерный скачок другим на зависть – становится редактором в абхазском отделении Госиздата. Что, помимо всего прочего, дало ему необходимую творческую свободу.
С 1956 года он регулярно печатался в «Смене», «Неделе», не пренебрегал «Костром» и «Сельской молодежью» (не могу представить себе читателя данного журнала, но они, наверное, были). Писал стихи – в 1957 году в Сухуми опубликовал сборник под ожидаемым названием «Горные тропы». И одновременно писал рассказы, которые в дальнейшем составили роман «Сандро из Чегема».
Дальнейшее понятно. Он переезжает в Москву и постепенно вырастает в большого советского писателя и человека. После краха социализма его рост не уменьшается – он пополняет собой когорту небожителей, занимая место несколько ниже богоподобного Чингиза Айтматова, но в принципе сравнимое.
Это вообще вопрос сложный. Некоторые его знакомые – например, Владимир Соловьев – до сих пор убеждены, что Искандер проскочил мимо Нобелевки: надо было рвать с совком, переезжать на Запад, давить на жалость, раскручивать тему маленького гордого народа… Понимал ли это Искандер? Скорее всего да. Однако решил, что игра не стоит свеч. Статусных цацек за жизнь у него скопилось предостаточно: Искандер был осыпан наградами, как новогодняя елка. Что позднесоветская, что раннероссийская власти (не говоря уже об Абхазии) – все приносили свою дань. Его холили, лелеяли, награждали, снимали по его книжкам фильмы (кстати, неплохие). Лист его регалий огромен. Вот неполный списокв: Искандер также был академиком РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетным доктором Норвичского университета (США), членом и лауреатом Баварской академии изящных искусств (Германия). Фазиль Искандер был награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом «Честь и слава» I степени Абхазии (2002). Писатель был награжден рядом престижных отечественных и зарубежных премий: Государственной премией СССР (1989), Государственной премией РФ (1993), премией имени А.Д. Сахарова «За мужество в литературе» (1991), Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1992), премией «Золотой Остап, Малапарти (Италия), «Триумф» (1998), памятной медалью РАН «Шедевры русской литературы ХХ века» за выдающийся вклад в развитие культуры России (2003) и др.В 2011 году Искандер стал лауреатом литературной премии «Ясная Поляна» имени Л.Н. Толстого и обладателем премии правительства России за сборник «Избранные произведения». Именем его - при жизни - названа одна из малых планет и московская библиотека.
При этом, в отличие от чудовищно бездарного, деревянного, вообще не слышащего русский язык Айтматова, он продолжал писать, и писать хорошо. Какой-то льстец – возможно, Быков или кто-то вроде него, уже не помню - даже называл творчество Фазиля Искандера последним лучом света в темном царстве.
В принципе любой талантливый провинциал, пытающийся войти в большую литературу, имеет возможность сделать один почти беспроигрышный ход, литературное е2-e4. А именно – предложить на рынке свой провинциальный опыт. Скажем, ирландец в Лондоне может попытаться зайти в большую прозу, опубликовав что-нибудь на тему нравов ирландской глубинки. Житель Аляски может шокировать и заинтересовать среднеамериканского обывателя картинами сурового быта Аляски. Да что там – через эту калитку вошли в литературный пантеон Редьярд Киплинг, успешно продавший Британии «британскую Индию», или Гоголь, начавший литературную карьеру с «Вечеров на хуторе близ Диканьки», то есть с демонстрации чопорной петербургской публике комических малороссов в шароварах. Так что ничего стыдного в этом нет – если, конечно, это именно первый шаг.
Для советского нацменского литератора этот ход был разрешен. Но только с той поправкой, что интерес нужно было вызвать не у публики, а у кураторов литпроцесса, и не литературный, а идеологический. Правильная траектория была такова: рассказики о «малой родине» (о каком-нибудь далёком селе или ауле), потом производственный роман на родном материале, потом производственный роман союзного значения (про Магнитку или БАМ), а потом можно было уже получить допуск к большим тиражам и возможностям. Хотя малую родину полагалось не забывать, это ж святое.
Это, кстати, важный момент, не обойдем его. Русских в СССР сделали бездомным народом. «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз»: эта страшная и мерзкая по смыслу песня была впиздрячена русским дурачкам как руководство к действию. Русские не имели права любить ничего своего, право на «малую родину» им так и не дали – хотя разрешили плакать о ней, убитой (к чему и сводилось творчество «деревенщиков»). Они все время ехали в теплушках на какую-нибудь очередную стройку в тайгу. Напротив, нацменам разрешалось и даже вменялось в обязанность жить хозяевато, на своей землице, хранить верность родному селу, дому, району – даже уехав из него. Землячества и диаспоры, запрещенные русским, всячески поощрялись у нерусских – в том числе и создаваемой для них культурой. Ароматный дымок кизяка, верблюжьи следы в зарослях саксаула, божественный вкус кумыса и чистейший горный воздух – все это полагалось любить взасос, воспевать, облизывать словами. Благо, в советских условиях это было несложно. По сравнению со страшной, нищей жизнью русского «нечерноземья», где русские ютились по десятеро в крохотных клетушках и ели зеленую гнилую колбасу, любой аул, где хотя бы не было проблем с жилплощадью и было мясо и фрукты, казался если не раем, то вполне интересным для жизни местом. Разумеется, реальные аульные нравы были реально страшны – настолько, что никакое мясо и фрукты этого не компенсировало. Но на то и существовал соцреализм, чтобы такие моменты подвергать пристойной лессировке. Эта игра и ее правила были отлично известны, дальнейшее зависело от старательности автора.
В этом отношении Искандер был образцовым советским писателем. Он воспел родную Абхазию и село Чегем так, как мало кто из совписов позволял себе. «Сандро из Чегема» написан сахаром и медом, разведенными патокой неистовой любви. При этом применялась двойная маскировка: рассказы выдавались за «юмор и сатиру» (примерно как фильм «Мимино», восхваляющий «интересных кавказских мужчин»). Это тоже понималось правильно – как часть игры… Впрочем, как и то, что автор, хорошо зная жанр, регулярно обнажал его условность. Например, добавлял в описываемый им этнографический салат, столь любимый советскими гнидогадоидами, несуществующих фигурантов – то есть придуманные им «малые народы». Интересно, всегда ли это понимали те, кто по долгу службы проверял его тексты на многонациональную полезность?
Более того. Националам было разрешено любить и воспевать самое запретное, что было в СССР – частную собственность, в том числе земельную (то есть основную и главную). Русские, прозябающие на отнятой, опоганенной большевиками земле, изнасилованной и оскверненной колхозами, читали в азиатских книжках про «любовь крестьянина к своему полю». Кавказу и Азии это было можно – иметь свое поле, свой дом, свое, свое, свое, родное, родовое, вечное. Искандер писал об этом с настоящим чувством. Могло даже показаться, что автор дразнится. То есть дразнит русских дураков, у которых своего поля нет и никогда не будет. К чести Фазиля Абдуловича, эти нотки в его текстах – если они и были – могут быть различимы только предвзятым (или слишком внимательным) взглядом. А вот роскошь натуральной жизни представлена как подобает – пышно и красочно.
Критики это называли «пафосом приятия мира». В самом деле, моречко, фрукты, парное мяско и не слишком достающая (но исправно снабжающая всем необходимым) советская власть этому очень способствуют.
Константин КРЫЛОВ.
(АПН.)
(Продолжение следует.)
Особенно жутким было сочинительство нацкадров. Если писания русских «деревенщиков», при всей их бесконечной унылости и депрессивности, еще можно было хоть как-то одолеть, то русскоязычные сочинения бесконечно многочисленных Нутайзурбуевых и Кроликоянецев – обычно про быт южных сел – были чем-то совершенно инфернальным. Я физически ощущал, как меня загоняют в войлочную юрту, к овцам и клопам. С другой стороны, нацкадровские тексты иногда доставляли то, что сейчас называют «лулзами» (по-русски это, наверное, будет «скорбные ржаки»). Некоторые перлы из нацкадровских сочинений передавались из уст в уста.
Крылов
=================================================
Вот мнение о русских и нерусских передовых либералов, типа Собчак, Серебренникова, Ахеджаковой, Быкава и пр. палестинских иуд, полоскающих Путина, для которых Россия - это коллективный Хам! Но несмотря на это обирать ее по своим прогрессивным взглядам они не считают зазорным.
Кто же виноват в том что не устраивает автора статьи не сразу понятно, а только когда прочтешь до конца. Виноваты нацмены, и даже Гоголь не русский, но в доску про русский. Власть в стране "Советов"была у русских, и сейчас так же. Не нацмены же обустраивали убогий русский быт в нечерноземье, а скорее вековое рабское самосознание с установленным крепостным правом в России с продолжением при СССР рабством в другом обличии-колхозном строе, безденежным оплатой трудоднями, без права покидать колхоз,которое сдерживала беспартизация труженников села
Пардон. Не песпатризация, а беспаспортизация.
Зачем русофил и ксенофоб взялся писать о национальных писателях. Фазиля он тоже считает нерусским сукиным сыном,но проводит мысль,что это наш сукин сын.
Пардон. Какой же Сталин, Берия, Хрущов, Маленков, Микоян, Брежнев, Дзержинский, и даже Ленин - русские? Правившее СССР Генсеки и Политбюро - на 80% - не русские - Кунаев, Шеварнадзе, Мжаванаде, Пельше, Щербицкий, Полянский, Мазуров, Алиев, Подгорный, Шелест и пр. Просто они правили от имени русского народа, который был мясом и даже не имел права иметь собственную партию - компартию Российской федерации.
Разве мог русский человек подарить Украине и Казахстану русские губернии и Крым?
СССР правила украино-грузинская мафия. Поэтому, чтобы освободиться от этой мафии, русский народ единогласно поддержал распад СССР и освобождение от диктата нац. окраин. И правильно сделал, несмотря на то, что Путин об этом сожалеет.
В конечном итоге временно даже лучше тамбовская мафия Петрова, чем мафия Кунаева, Мжаванадзе, Адылова, Шевардадзе и пр.
Он не русофил, а не наооборот. Русскую литературу он ставит ни во что. И противопоставляет ей передовую литературу Искандера.
Искандер - талантливай нац. писатель, пишущий по русски. Он лучше известен за рубежом, чем в России. И весьма иронично писал о СССР и русских. Без всяких оскорблений и хамства, как пишут многие нац. писатели. Русские его любят. Он малодец!
А человек, который про него пишет - просто мелкий пошляк. Не русофоб и не русофил, а пошляк.
нацменам разрешалось и даже вменялось в обязанность жить хозяевато, на своей землице, хранить верность родному селу, дому, району – даже уехав из него.
Константин КРЫЛОВ.
(АПН.
======================================
Очевидное вранье с целью заставить забыть многочисленнейшие преступления русского империализма против нерусских народов. Как могли жить хозяевами на своей землице крымские татары и турки-месхетинцы, которым до самого конца СССР запрещалось возвращаться на свою родину?! Если русских посылали осваивать целину в теплушках, то тех же крымских татар, чеченцев, корейцев, немцев Поволжья, калмыков и целый ряд других нерусских высылали под охраной НКВД в чудовищных условиях товарных поездов, не давая не то что еды, но даже воды! Вот вам и конкретная реализация русской "духовности", обернувшаяся на деле обыденной жестокостью по отношении к другим народам.
Теплушка - это и есть обычный товарный вагон, в котором сделаны нары и поставлена железная печка. Их называли еще коровниками. Мои родители ехали в такой теплушке с заводом с детьми целый месяц суровой зимой 1941 г, да еще под бомбежками. Репрессированные ехали так же.
Уважаемые соотечественники! Автор статьи «Фазиль Искандер» Константин Крылов, пользуясь правом голоса и свободы, пытается, как мне показалось, искренне поделиться с нами – читателями личной уже нестерпимой душевной болью и как можно быстрее излить весьма гневное своё воззрение по самым жизненно важным вопросам в нашем многонациональном Отечестве. Откровенно говоря, мне очень жаль автора, так как он допускает, по моему глубокому убеждению, очень серьёзные ошибки, совершённые в прошлом известным вольнодумцем агрессивным врагом Советского Союза Солженицыным, не пожелавшим за свою долгую жизнь избавиться от навязчивых обид, нанесённых ему советской властью. Приведу очень поучительный пример из жизни моих родителей. В апреле 1933 года именем советской власти мои родители с тремя малыми детьми за отказ вступить в колхоз были «раскулачены за недоимки» и жестоко выселены из Дрожжановского района. В тяжеленных мучениях мои родители были вынужденно переселиться в Башкирию и, им удалось в те тяжёлые для всех годы не только сохранить свою семью, но и родить ещё пятерых детей и воспитать нас настоящими патриотами Советского Союза, искренне любящими своё многострадальное и великое Отечество. А главная мудрость моих родителей состояла в том, что они ту сильную боль, причинённую им жестокой местной властью, смогли достойно унять, излечить в себе, и не стали передавать её своим детям, научили нас настойчиво изгонять из своей души навязчивые чувства гнева и мести. Искренне желаю автору статьи очистить свою душу от гнева и мести к прошлой истории нашего Отечества и решительно отказаться от разрушительных для Личности националистических убеждений.
Guest, 07.03.2018 в 18:27
Теплушка - это и есть обычный товарный вагон, в котором сделаны нары и поставлена железная печка. Репрессированные ехали так же.
=================================
Совершенно очевидное, наглое и явное вранье! Вот свидетельства репрессированных:
Абдурафиева (Абдураманова) Султание, родилась 12 февраля 1935 года в дер. Баатыр (Багатырь) Бахчисарайского района.
Машину подогнали вплотную к вагону, открыли задний борт и перегнали людей в грязный, скотский вагон. Туалета и воды здесь не было. Нужду справляли в ведро, огородив угол вагона одеялом. Кормили в пути раз в сутки: давали баланду и ржаной хлеб по одному кусочку. Медицинского обслуживания не было. Умерших выносили с вагона и оставляли на станции, не давая хоронить. Помню, на одной из станций все побежали за водой и едой. Мальчик с соседнего вагона 10-12 лет тоже побежал за водой, но когда вернулся обратно, солдат схватил его за грудки и со всей силы швырнул на колеса вагона. У мальчика со рта и носа пошла кровь. Поезд тронулся, а он так и остался лежать на месте.
Guest, 07.03.2018 в 18:27
Теплушка - это и есть обычный товарный вагон, в котором сделаны нары и поставлена железная печка. Репрессированные ехали так же.
=================================
Совершенно очевидное, наглое и явное вранье!
АБИБУЛАЕВА Ление Меметовна, родилась 21 января 1938 года в дер. Куклуз Куйбышевского района.
Отец Сеитмемет (1905 г.р.), воевал на фронте, погиб в 1943 году. Мать Хатидже (1915 г.р.), после гибели отца переехала в дом к бабушке Фатиме (1895 г.р.). Дядя Мустафа и Амит были в трудармии. На момент депортации нас дома было шесть человек. В 5 утра 18 мая 1944 года раздался громкий стук в дверь. Мы все переполошились. Вошли два солдата и офицер. На сборы дали 15 минут. Куда и зачем ведут, не сказали. Разрешили взять немного продуктов и кое-что из вещей. Вытолкнули прикладами из дому и привели в центр деревни, возле кладбища. Потом на грузовых машинах привезли на станцию Сюрень. Под дулами автоматов затолкали в грязные товарные вагоны. Воды, туалета не было. В вагоне было так много людей, что спали по очереди. Несколько дней питались тем, что успели взять из дома. Медицинского обслуживания не было. В нашем вагоне умерло несколько человек, их оставили вдоль железнодорожного полотна. Один труп с нами ехал несколько дней. Одна женщина родила, но ребенок через несколько часов умер, сказали, что его просто выбросили в окно.
Guest, 07.03.2018 в 18:27
Теплушка - это и есть обычный товарный вагон, в котором сделаны нары и поставлена железная печка. Репрессированные ехали так же.
=================================
Совершенно очевидное, наглое и явное вранье!
АБЛЯЛИМОВ Халиль, родился 21 ноября 1927г. в дер. Чагъылтай Ак-Мечетского района.
Наша семья состояла из бабушки, мамы, 5-х братьев и 4-х сестер. Два брата воевали на фронте. У нас в доме около месяца жили красноармейцы, которые вели учет хозяйства, знали о каждом члене семьи.
18 мая 1944 года в 3 часа ночи красноармейцы разбудили нас, пиная ногами. О высылке ничего не сказали, на сборы дали 15 минут. На 9 человек разрешили взять одно одеяло. В сопровождении вооруженных солдат собрались у колодца.
На вокзале, как скот, загрузили в вонючие товарные вагоны, закрыли дверь на засов. Открывали дверь по своему усмотрению и только на больших станциях. Вагоны были переполнены, в нашем было около 20 семей. Воды и туалета не было. За все время пути нас кормили один раз вонючим пересоленным рыбным супом.
Никакого медобслуживания не было. Умерших оставляли на разъездах, станциях, когда поезд останавливался и открывали дверь.
Максимальное испытания крымского татарского народа произошло во время масштабного голода в СССР 1946—1947 годов, во время которого погибло по оценке М.Эллмана около 1,5 миллиона человек, из которых до 16 тысяч крымских татар. Хотя в общем числе граждан СССР погибших от голода крымских татар было невелико, но для небольшого народа это были колоссальные потери. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 %, по оценкам различных советских официальных органов, до 46 %, по оценкам активистов крымскотатарского движения, собиравших в 1960-е годы сведения о погибших. Так, по данным ОСП УзССР, только «за 6 месяцев 1944 года, то есть с момента прибытия в УзССР и до конца года, умерло 16 052 чел. (10,6 %)».
Уровень Крылова, когда он Хайнлайна ставит выше Бредбери? Или Толстого называет мучной жвачкой? А Шукшина, Солоухина, Платонова, Трифонова, он тогда не читал?
Бредбери получил Пулитцеровскую премию, как непревзойдённый фантаст , а Трюффо снял фильм по 451 Фаренгейт.
Что-то все считают. сколько погибло нац. менов. И при этом все стараются эту цифру увеличить 16 -18 тысяч.. С вот сколько десятков миллионов погибло русских, никто не считает. Несправедливо, однако. Надо бы поставить гигантский памятник русскому мученику и окружить его мелкими фигурками других народов. Чтобы все могли произвести сравнение потерь.
А то сейчас получается, например, что во 2 войне погибли только одни евреи.
Разница между репрессированными и эвакуируемыми заключалась только в том, что не было вооруженной охраны и вагоны не запирались. А все остальное все совпадает. Мои родители ехали в эвакуацию в таких же вагонах, из вещей не было практически ничего. По дороге бомбили. По приезду в г.Новосибирск жили в землянке, где я и родился. Работали в чистом поле на морозе на строящемся заводе как заключенные. Так что нечего тянуть одеяло на себя. Если народы в конце концов вернулись на свои места, то русские так и рассеялись по просторам. Ибо часто им просто некуда было возвращаться. Так появились заводы в Казаии. Так что неизвестно, кто пострадал больше.
Guest, 09.03.2018 в 23:16
Что-то все считают. сколько погибло нац. менов. И при этом все стараются эту цифру увеличить 16 -18 тысяч.
==============================
Как я всегда говорил, ложь и провокация - главное оружие русского нациста. Крымских татар, только в Узбекистане и только «за 6 месяцев 1944 года, то есть с момента прибытия в УзССР и до конца года, умерло 16 052 чел. (10,6 %)»! А русский нацист врет, что их якобы умерло только 16-18 тысяч, тогда как в пути их умерло еще больше и не меньше в другие годы. И потом, русских в процентном отношении погибло за всю войну менее 10%, а крымских татар только за 6 месяцев погибло 1944 года и только в Узбекистане погибло свыше 10%. Поэтому вопрос о том, какой народ пострадал больше, совершенно ясен.
Интересно, некоторые пишут, что жизнь в лагере и жизнь в землянке в Новосибирске одно и то же.
А почему у него родители уехали в эвакуацию, а не пошли на фронт?
Странно, украинцы вернулись, а русские рассеялись.
Люди не - абстрактные проценты. И сравнивать проценты - аморально. Считать надо конкретныл людей. Русских погибли десятки миллионов, в крымских татар- несколько тысяч. Разница, однако. Евреи тоже не считают проценты, а считают миллионы конкретных убитых людей. И никто этого не отнимет.
Попытка все перевести в безликие цифры - это принизить гигантские потери русского и еврейского народов.
Guest, 10.03.2018 в 08:33
А почему у него родители уехали в эвакуацию, а не пошли на фронт?
===================================================
Потому, сто так решила партия.
Guest, 10.03.2018 в 10:57
Русских погибли десятки миллионов, в крымских татар- несколько тысяч.
===========================
Как я всегда говорил, главное оружие русского нациста - ложь и провокация. Крымских татар погибли не несколько тысяч, а свыше ста тысяч. Если только в Узбекистане их погибло только в первые 6 месяцев 1944 года 16 тысяч, то их погибло еще больше в других местах поселения - в Казахстане, в Киргизии и т.д., еще больше погибло в ходе депортации, осуществлявшейся самыми зверскими и дикими методами.
У русских при раскулачивали только погибло несколько десятки миллионов.
Кремлеботу в его НИИ дадут премию,за работу на татарском сайте.Этак примерно тысяч 50.
Если по справедливости, надо восстановить Крымско-Татарскую Республику. Чеченскую Республику восстановили
Калмыкию в 1958 году восстановили тоже.
Правда два района отдали Астраханской области.
Посмотрите спектакль Привет от Цюрупы по пьесе Искандера. Очень интересно.
А где посмотреть?
Русские СМИ переполнены публикациями типа:запуск ракеты "Кинжал",запуск того то и того то.С упоением фантазируют на тему,что Европа теперь прогнется,что она в страхе.Что США пойдут на переговоры,отменят санкции. Как говорят сами русские,блажен кто верует. А тем временем ситуация в Сирии накаляется,число жертв в русской оккупационной армии растет.
Guest, 11.03.2018 в 06:40
А где посмотреть?
==================================================
В интернете. На канале Культура. Спектакль называется "Привет от Цюрупы" по пьесе Искандера "Думающий о России и американец". Играют Ширвиндт и Державин. Очень остроумно и интересно.
В Сирии российская армия не оккупационная, а официально приглашенное правительством Сирии. А оккупационная армия - это такая, которая вторгается на чужую территорию без приглашения. Как армия США или Турции в той же Сирии. Грамотным надо быть и различать понятия.
Грамотным надо быть и различать понятия.___________
ты один грамотный ВСЕ ВЕРНО ! Режим садама - это охлократы,как у нас, олигархи - кучка не будем конкретизировать. Так садам, решил, что помощь россии нужна, а не народ. Поэтому пребывание российской армии в сирии весьма интересно. Все иностранные армии оккупанты - борьба за передел мира - все они оккупанты. Официальное приглашение нашему народу показано, ты видел - нет, ну и мы не видели. Чьи интересы пасет россии - конечно, имперские.
Если, Саддам,по вашему мнению президент Сирии, пригласит армию любого государства, то она по международным понятиям не является оккупационной. А вот Иван 4 - оккупант.
Теперь будем ждать,когда Ч.Ир пригласит русскую армию.Но число жертв русских оккупантов растет с каждым днем,этот факт уже не скроешь.Придется снова авианосец-кочегарку отправлять в Сирию.
Guest, 11.03.2018 в 13:24
Теперь будем ждать,когда Ч.Ир пригласит русскую армию.Но число жертв русских оккупантов растет с каждым днем,этот факт уже не скроешь.Придется снова авианосец-кочегарку отправлять в Сирию.
Оставить комментарий
=================================================
Мне кааца, что Вас надо дать в советники Шойгу. Вы оба представители лучших народов, не русские, т.е. чертовски талантливы. Мне вот так кааца.
А ты перекрестись,по русскому обычаю.Может поможет.И памперс поменяй.
Поменял. Но все равно так кааца.
Нужно назвать ракету Крым
Правильно. Есть корабль "Татарстан".
Русских в СССР сделали бездомным народом. «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз»: эта страшная и мерзкая по смыслу песня была впиздрячена русским дурачкам как руководство к действию. Русские не имели права любить ничего своего, право на «малую родину» им так и не дали – хотя разрешили плакать о ней, убитой (к чему и сводилось творчество «деревенщиков»). Они все время ехали в теплушках на какую-нибудь очередную стройку в тайгу. Напротив, нацменам разрешалось и даже вменялось в обязанность жить хозяевато, на своей землице, хранить верность родному селу, дому, району – даже уехав из него. Землячества и диаспоры, запрещенные русским, всячески поощрялись у нерусских – в том числе и создаваемой для них культурой. Ароматный дымок кизяка, верблюжьи следы в зарослях саксаула, божественный вкус кумыса и чистейший горный воздух – все это полагалось любить взасос, воспевать, облизывать словами.
Более того. Националам было разрешено любить и воспевать самое запретное, что было в СССР – частную собственность, в том числе земельную (то есть основную и главную). Русские, прозябающие на отнятой, опоганенной большевиками земле, изнасилованной и оскверненной колхозами, читали в азиатских книжках про «любовь крестьянина к своему полю». Кавказу и Азии это было можно – иметь свое поле, свой дом, свое, свое, свое, родное, родовое, вечное. Искандер писал об этом с настоящим чувством. Могло даже показаться, что автор дразнится. То есть дразнит русских дураков, у которых своего поля нет и никогда не будет. К чести Фазиля Абдуловича, эти нотки в его текстах – если они и были – могут быть различимы только предвзятым (или слишком внимательным) взглядом. А вот роскошь натуральной жизни представлена как подобает – пышно и красочно.
==
Да помню, помню. В 70-е, 80-е про окраины часто говорилось, что никакой советской власти там так и не появилось. Прежние нравы, традиционные порядки.
Повезло им.
Во время войны немцы разрешали создавать национальные управы для нац меньшинств и финансировали их. Только русским такие управы создавать не разрешали.
Повезло им.
==================================================
А чего они там не живут при своих замечательных порядках? Половина продавцов, водителей и кондукторов - киргизы, узбеки и таджики. А в Москве - еще больше.
В 1001 первый раз,убедительно просим вас и поддержим весь русский народ,в требовании создать русскую республику и наладить там исконную русскую жизнь. Свободу русскому народу! Даешь русское национальное государство!
А на кой? Ведь мы работать не умеем. Мы можем жить только за Ваш счет.
В кои века правду глаголеш дедуля.
Guest, 12.03.2018 в 14:56
Русских в СССР сделали бездомным народом. «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз»
============================================
Все правильно, все логично - за право попирать другие народы русским пришлось заплатить немаленькую цену. Русские колонисты в нерусских республиках, краях и областях выполняли военную и политическую закрепления русской власти над завоеванными землями, только и всего. Ну не получилось так не получилось, у англичан в Индии тоже не получилось, пришлось таки убираться на свою историческую родину, когда туземцы потребовали свободы и предложили незваным пришельцам убираться. Увы, такова судьба всех колонизаторов и почему судьба русских колонизаторов должна быть другой?
Нен бездомным, а вседомным. Англичане не сумели покорить, потому, что не уважали индусов, а русские смогли.
евреи-большие умельцы
переворачивать с ног на голову.
этот тов."Крылов"-тому пример.
Guest, 13.03.2018 в 19:17
Англичане не сумели покорить, потому, что не уважали индусов, а русские смогли.
==================================
Русская "Индия" - это страны Центральной Азии, захваченные Российской империей во второй половине XIX века. Кстати, тогда у англичан были сильные опасения по поводу дальнейшего продвижения русских, что могло столкнуть их с англичанами. Но в конце концов и русским, и англичанам пришлось уйти. Только в чем разница, после англичан в Индии осталась законность и право, в Индии демократия и самые настоящие выборы, Индия является великой державой, запускающей ракеты в космос, а после русских в Центральной Азии остались коррумпированные мафиозные режимы, разруха и отсталость.
Разница в том, что Индийская цивилизация существовала за тысячи лет до Британской империи и, несмотря на дикий урон, нанесенный англичанами, сохранила свою культуру. И восприняла некоторые достижения англичан.
А в ЦА как были до русских, так и после русских, правили тиранические династии. Достаточно вспомнить Тимура с его горами отрубленных голов. В СССР им был дан шанс цивилизоваться, но они не захотели, и сейчас вернулись в свое естественное ниее деспотическое состояние. Ну и Бог с ними. Лишь бы к нам не лезли.
И вот такие придурки,сейчас и в русском МИДе сидят.Надо ли говорить,что рашка потеряла влияние в этих государствах.Но дурачок не знает,что правительства государств ЦА более заботятся о своем народе,чем правительство рашки.
Что-те люди, которые приезжают к нам по делам из стран ЦА, не слишком хвалят свои правительства. Говорят, что у нас лудче. А сколько кондукторов у на из ЦА. Они там кондукторами не могут работать?
люди, которые приезжают к нам по делам из стран ЦА, не слишком хвалят свои правительства. Говорят, что у нас лудче. А сколько кондукторов у на из ЦА. Они там кондукторами не могут работать?
====================================
В США живет и работает 3 миллиона русских, в Германии - 2 миллиона, в Китае примерно столько же, работают кто кем, кто программистом, кто кондуктором. Они что, не могут работать программистами и кондукторами в России?
Так ведь русские не считают США государством-изгоем, не презирают американцев и поэтому туда едут работать на равных с американцами в лучших университетах и т.д. Никто в США не видел русского-дворника или кондуктора.
А люди из ЦА презирают русских, считают их изгоями, захватчиками и т.д., но тем не менее идут к ним в услужение. Это национальный позор - добровольно после освобождения идти в услужение бывшим хозяевам и на коленях просить милостыню!
А ведь великий сын грузинского народа Тариэл сказал: Лучше славная кончина, чем позорное житье.
Но бывшие вассалаы России славной кончине предпочли позорное житье.
В этом разница.
Блажен кто верует.Кремлебот думает,что зарабатывать деньги в рашке это стыдно для жителей ЦА. Но туча русских зарабатывает деньги сбором апельсинов в Испании и Португалии,русские проститутки обеспечили услугами всю Европу,Китай и Арабистан,таксисты в США 30% русские,в кафе,бистро,полно русской обслуги.А где же русская гордость,идут к врагам за деньгами,стелятся под них. Ты бы кремлебот сначало думал бы,а потом писал. Вот в этом разница,сначала думать, а потом писать или болтать. А то у тебя получается плевать против ветра. Глуп ты дедуля.
О да! Русские там все, а как же.
Дело не в язык, а в политике. В США никто не хочет работать с политически ангажированными людьми. Зачем им проблемы с предателями?
Точно,кремлебот.Это не рашка,а США. Тебя там бы тоже не приветствовали бы.Манкурт-предатель.
Манкурт-предатель.
Это хорошо, что ты не забываешь представляться.
Кремлебот,ну зачем попугайничать? Ты же не аульский татарин,ты же ого-го, прямо как русский.
Guest, 18.03.2018 в 21:20
Точно,кремлебот.Это не рашка,а США. Тебя там бы тоже не приветствовали бы.Манкурт-предатель.
================================================
Дорогой, этот пост 18.03.2018 в 20:09 мой, русского человека Так что я не могу, к сожалению, быть манкуртом.
Что манкурт,что русский,разницы нет.Можно даже сказать,что манкурты,это русские в квадрате.
Нет, это не соответсвтует понятию манкурта Чингиза Айтматова. Он про русских не говорил.
Глупец.
Айтматов глупец?
Ты глупец.Если даже не понимаешь,что сказал Айтматов в своем произведение.
А зачем мне понимать?
Он писал для своего народа.
Глупец.