"Европа-Азия" (ч.2)
23 – 25 сентября в Казани прошел фестиваль современной симфонической музыки «Европа – Азия». Прошел на мировом уровне. Организатор и идейный вдохновитель фестиваля, народный артист России, заместитель председателя Союза композиторов России, лауреат премии им. Шостаковича Рашид Калимуллин.
На открытии фестиваля в БКЗ им. Сайдашева один из лучших композиторов мира японец Исао Матсушита, высокий, седой, загорелый, худощавый и неулыбчивый, представил «Молитву небес» для симфонического оркестра (играл ГСО РТ с дирижером гречанкой Зое Зениоди), она выделялась своей внутренней цельностью, тонкостью и глубиной «самурайского» подтекста( самураи, как известно, живут по правилу, что этот день проживается как последний день жизни). Напоминает современного японского Вагнера. Композитор из США Томас Слиппер, тоже один из лучших композиторов мира на сегодня, представил концерт для альт-саксофона с оркестром. Здесь, мне кажется, Слиппер пал жертвой американских вкусов, саксофон – выигрышный инструмент для исполнения в Америке, но он слишком чувственный, контрастный при исполнении с симфоническим оркестром в российской традиции, снижает глубину произведения, и инструмент не передает внутренний трагизм существования человека. Саксофон передает сексуальные энергии человека. Его драматизм не переходит в трагизм. Саксофон изобретен Адольфом Саксом в 1842 году в Бельгии. Для джаза он идеален, как электрогитара для рока (которая тоже сексуальна), а вот для симфонической трагедии слишком «резок», слишком «взрезает» музыкальное пространство, отодвигая другие инструменты своим внутренним индивидуализмом и даже эгоизмом. Музыка Слиппера была вполне позитивистской, конечно, протестантской. Молодой и «ковбойской». Но личное присутствие Слиппера на фестивале в Казани производило впечатление, американец был широк на фоне худощавого
Удивил свежестью и, пожалуй, один из лучших композиторов Азии, председатель Союза композиторов Вьетнама До Хонг Куанг. Для него была характерна одновременно природная вьетнамская мелодичность и в то же время общемировая космическая нота. Это была очень мягкая музыка («Диалог» для инструмента дан бау), но с несгибаемым внутренним стержнем и напоминала по упругости бамбук, все очень гибко и пластично, но эта пластичность в итоге тебя полностью окружает и обволакивает. Исполнитель на дан бау Хоанг Ан Ту сыграл на бис «Подмосковные вечера». Лица у татарских композиторов несколько вытянулись, когда же будут написаны «Казанские вечера»? Впрочем, на гала-концерте закрытия Хоанг Ан Ту сыграл уже попурри из татарских народных мелодий, и они звучали очень органично на вьетнамском народном инструменте, впрочем, инструмент подзвучивался электроникой, и это несколько снижало его живой акустический эффект.
Композитор из Башкортостана Лейла Исмагилова представила «Таинство» из балета «Аркаим» с кураем и симфоническим оркестром. Произведение, претендующее на магию башкирского народа, сам Аркаим считается даже более загадочным местом, чем Стоунхендж, считается прародиной, центром силы России, обнаружен случайно в 1987 году, считается поселением 3-го тысячелетия до нашей эры. Он должен был быть затоплен. Название происходит от тюркского арка – хребет, основа. Интересно, что в Аркаиме в 3-м тысячелетии до н.э. имелась ливневая канализация, которой на сегодня и в Казани нет в некоторых местах. В 2005 году Аркаим посетил Владимир Путин, и в связи с этим последовала масса статей об «арийской версии происхождения городища». Аркаим называют родиной Заратустры, колыбелью человеческой цивилизации. Называют родиной предков славян. Кто там жил, тюрки или арийцы?
Лейла Исмагилова с кураем (да и многие историки) явно выступает за тюркскую гипотезу происхождения Аркаима, отвергая арийские гипотезы. Тюркский Аркаим, кстати, доказывает, что процентов 80 современной территории России заселяли тюрки. И Россия скорее исконно тюркская земля исторически, а не исконно русская. Но магии произведения не случилось. Звучали башкирские мелодии, песнопения, однако они были лишь внешне народные, скроенные скорее технологически под народные, но души, силы, «аркаимовской» мощи башкирского народа в произведении не чувствовалось, оно звучало несколько эклектично, хотя замысел был очень интересным.
На открытии Федор Амиров вместе с оркестром сыграл концерт Рашида Калимуллина для фортепиано с оркестром. И нужно сказать, концерт Калимуллина вызвал сенсацию. Ранее Федор Амиров играл его в этом году в Берлине и в Боготе, в Колумбии. И там, и там публика долго аплодировала, газеты писали, что концерт Калимуллина, пожалуй, лучшее, что было написано в Европе за последние десять лет. Калимуллина и там, и там называли одним из лучших композиторов современности. Было видно, что произведение Калимуллина на голову выше произведений Матсушиты, Слиппера, До Хонг Куана. Это не преувеличение, они искренне поздравляли Рашида Калимуллина с удачей. Резеда Ахиярова, с которой вместе сидел, сообщила – слышали ли бы вы, как это произведение с восторгом приняли в Берлине, успех был огромный.
Федор Амиров глубоко прочувствовал произведение, и у него есть особенности, возможно, он не столь виртуозен в технике игры, но каждый его звук живой, он прочувствован сердцем, и слушатель это ощущает. Федор Амиров – настоящий магический музыкант. Думаю, что Вагнер прослезился бы, услышав его, настолько он «чист» и высок в духовном отношении в исполнении. Николай Петров говорил, что сегодня сотни пианистов виртуозно владеют техникой игры, а вот души нет. Амиров играет с душой. Думаю, что именно душа пианиста внутренне сопротивляется механической виртуозности. Иногда виртуозность, мне кажется, входит в конфликт с духовностью. Амиров походил на солиста «Дип перпл» своими длинными волосами и типично как рок-музыкант вскинул перед выступлением руку с поднятым кулаком. И, конечно, дирижер Зое Зениоди была явно влюблена в произведение Калимуллина. С такой страстью она вылепила из концерта абсолютно цельное произведение.
Что касается моего личного впечатления, то считаю, что начало и конец концерта Калимуллину вполне удались, а вот середина немного затянута, несколько однообразна, стала расплываться, он словно разжал «кулак», и концентрированного нарастания драматизма не совсем получилось. Возможно, туда, в середину, необходимо внести какую-то иную «полярную» восточную музыкальную тему. Калимуллину очень хорошо удается четкий внутренний ритм. То, что это произведение Калимуллина выглядело лучше, глубже Стравинского, например, было очевидно. Концерт слушался как живое синтетическое соединение Рахманинова и Шостаковича с татарской душой, причем это был не орнамент, а именно органическое соединение трех компонентов. Калимуллин показал, что татарская симфоническая музыка есть музыка мирового класса.
Еще раз доказала это уже на гала-концерте фестиваля композитор Масгуда Шамсутдинова. Как концерт Калимуллина был объективно лучшим на открытии фестиваля, так произведение Шамсутдиновой («Море травы» для струнного оркестра из цикла «Тамгалар») было лучшим на закрытии. Композитор из Брянска Владимир Дубинин сыграл на рояле еще одно произведение Калимуллина – оно, пожалуй, шло вровень с произведением Шамсутдиновой, но он сыграл Калимуллина слишком экспрессивно, энергично, он его не совсем понял, его исполнение выглядело контрастом с исполнением Амирова. Но, конечно, нужно признать, что Шамсутдинова – композитор огромного, еще недостаточно раскрытого таланта. И видно, что у татар много талантливых женщин-композиторов. Осторожно блеснула тайным, трепетным, даже робким отсветом, своим произведением с тайко барабаном Юлия Бек (Бекбулатова). Резеда Ахиярова сегодня поглощена работой над оперой «Сююмбике».
Музыка Анатоля Луппова звучала как советское ретро, из прямо симфонического соцреализма, очень осторожного. Мне кажется, в ней не хватает самоиронии, а так словно в машине времени переносишься в далекую табеевскую Казань. Наверное, Луппову можно написать симфоническую пьесу «Главлит», которая передала бы краски той эпохи. Ренат Хакимов представил «Настроение» для гитары с оркестром. Сочинение, я бы сказал, даже молодежное, но немного вторичное, без бетховенского желания «штурмовать небо» и изменять мир. И слишком солировала над оркестром гитара, было слишком похоже на звучание вокально-инструментального ансамбля, приглаженного.
Великолепно, свежо прозвучало «Пробуждение» для ятаги и фортепиано композитора из Бурятии Ларисы Санжиевой. Каких только инструментов не было у тюрок тысячу лет назад. И флейты из тростника, и из плечевой кости, и морские раковины, и моринхур из засушенных сухожилий оленей, и гонги, и ятага с 11 – 23 струнами. Композитор из Хакасии Татьяна Шалгинова представила пьесу «Песнь ветра» для хобыраха и фортепиано. Незабываемое впечатление произвел домбрист из Казахстана. Столь виртуозного исполнения просто невозможно себе представить. Да и казахская народная музыка поразительно сконцентрирована по первозданной энергетической мощи.
Сочинение «Little big question» для тейко барабана Юлии Бек вызвало оживление в зале. Барабан произвел большое впечатление своим инфернальным звуком, который по мощи воздействия можно сравнить с органом. Если этот барабан встроить в ГСО РТ, то он явно будет любимым инструментом Сладковского. Он придаст звуку оркестра совершенно новую силу. Даст оркестру какую-то фундаментальную мощь. Мне, например, хотелось бы услышать исполнение Вагнера с участием тейко барабана. Интересно было бы и соединение тейко барабана с дан бао и ятагой.
На гала-концерте выступал оркестр «Новая музыка» Анны Гулишамбаровой и Московский ансамбль современной музыки. В Московском ансамбле фантастическое впечатление произвел флейтист Иван Бушуев.
Рашит АХМЕТОВ.
(Продолжение следует.)
Романтизация татар-убийц русских - новый тренд в Татарии. Вся Татария сочувствует Мисбах-бабаю, убившему русского врача Железнова.
http://www.azatliq.org/a/27571306.html
Дело Мисбаха Сахабетдинова, убившего в Набережных Челнах врача, передано в суд
Закончено предварительное расследование по делу Мисбаха Сахабетдинова, убившего врача Андрея Железнова в Набережных челнах, Дело передано в суд.
Согласно обвинительному заключению, 8 июля 2008 года Мисбах Сахабетдинов, сломав палец, обратился в городскую больницу № 4, где работал Железнов. Во время приёма травматолог Железнов потребовал с него снять тюбитейку, потому что в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями требуется снимать верхнюю одежду. Но обвиняемый отказался выполнить требование врача и заявил, что не выйдет из комнаты пока ему не будет оказана медицинская помощь. Не смотря на это Сахабетдинова выгнали из комнаты приёма.
Обидевшись на это происшествие, Мисбах бабай (дедушка Мисбах) изготавливает огнестрельное оружие, замаскированное под трость, и с целью мести в мае 2014 года снова приходит к тому же врачу. Но в то время оружие не стреляет из-за неисправности.
После исправления неисправности оружия, Сахабетдинов снова приходит в больницу 11 декабря 2015 года и убивает Железнова.
Мисбах бабай (дедушка Мисбах) признаёт все обвинения, говорится в сообщении Следственного комитета России. Он останется под стражей. Дело передано в Набережночелнинский городской суд.
мериканец был широк
на фоне худощавого..
ай да пушкин,
ай да сукин сын.
ему восемьдесят пять(!)лет.
а врачам рекомендация-
НЕ ХАМИТЕ ПАЦИЕНТАМ.
тем боле в клятве иппократа
нет такого указания.
да и жадность фраера губит.
в итоге дед мазай
оказался ИРОЕМ.
Всё дело в том, что имя татарина - убийцы русского врача романтизируется. Дед Мисбах видите ли. Дедушка. Дедуленька. Национальный герой. У кого сомнения, что татары хотят убивать русских? Уже убивают и открыто романтизируют!
Шиза,ты хоть понимаешь,что такое музыка? Нет я думаю не понимаешь,но учитывая твое психическое состояние такие вопросы к тебе конечно лишние.
получить плевок в самую душу
от представителя самой гуманной профессии
для пожилого человека-хуже карасину.
Урысларны үтерик! җиребезне хәләл түгел халыклардан чистартырга кирәк!
Мисбах призывает расправляться с русскими и нехаляльными.
Ну, а теперь Иван Иванович переводит то, что он сам написал под именем Мисбаха Сахабетдинова. Какой же русский нацист, если он не подлец и не провокатор?
в интернациональном городе набережные челны
широко известно,какой был ныне покойный
травмотолог по своим повадкам:
-шовинист конченый(особо не терпел ТАТАР),
-хам высшей пробы,без уважения ни к возрасту..
-жадный до денег,которые вымогал
даже на государственной клинике..
это получилось в конце концов
"награда нашла антигероя".
печальный финал!