"Европа-Азия"
23 – 25 сентября в Казани состоится XII Международный фестиваль «Европа-Азия». Пройдет 5 концертов, на которых будут исполнены произведения 17 композиторов из Москвы, Татарстана, Башкортостана, Бурятии, Хакассии, Екатеринбурга, Брянска, США, Японии, Китая, Вьетнама, Франции и др. Организатор и продюсер фестиваля – председатель Союза композиторов РТ, народный артист России Рашид Калимуллин. Дирижировать ГСО РТ на открытии будет Зое Зениоди (она дирижировала Национальным оркестром Греции, Кливлендским симфоническим оркестром, оркестром Флорида Грандопера, Стокгольмским «Симфониетта» и др.), на закрытии будет играть оркестр «Новая музыка» Анны Гулишамбаровой.
Каждый отобранный Калимуллиным для исполнения композитор по-своему интересен, необычен. Например, Александр Пантыкин, лидер известной группы «Урфин Джюс», председатель Союза композиторов Свердловской области, сотрудничал с группами «Наутилус», «Настя», группой Егора Белкина и др. Окончил сначала физтех УПИ, затем Уральскую консерваторию. Лауреат премии «Золотая маска» в 2011 году за музыку к спектаклю «Мертвые души» Свердловского театра музкомедии. Исао Матсушита считается одним из самых интересных современных композиторов Японии, его произведения любит исполнять Берлинский симфонический оркестр, они входили в культурную программу Олимпиады в Нагано, он читает лекции в Беркли, университете Гамильтона, Иллинойсе, Сеуле и т.д. В этом году ощутима некая переориентация «Европы-Азии» на Восток, наверное, скоро фестиваль придется переименовывать в «Азия-Европа». Мы попросили дать интервью о фестивале главного «мотора» творческого действия Рашида Калимуллина.
– Рашид Фагимович, у фестиваля «Европа-Азия» уже солидная история. Что интересного будет в этом году?
– Фактически это уже 15-й фестиваль, первые три раза мы проводили его в «тестовом» режиме. Сейчас он проходит в Казани раз в два года. На концерте открытия 23 сентября будет исполняться музыка разная и интересная. Прозвучит произведение Исао Матсушита «Молитва небес» для симфонического оркестра. Он очень известен и является президентом Лиги азиатских композиторов. Туда входят все азиатские страны (Китай, Япония, Южная Корея, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и др.) и Австралия. Мы тоже собираемся в нее вступать. Там в каждой стране своя музыкальная культура, но они прекрасно освоили и европейские технологии. Интересны современные китайские композиторы. В прошлом году мы делали фестиваль «Европа-Азия» во Вьетнаме. Открывал фестиваль президент Вьетнама, он провел большой прием гостей фестиваля. Многие вьетнамские композиторы учились в Париже. И обучились они там мастерски. У них ощущается присутствие национальной музыки, но я бы сказал, довольно «легкое». Я даже удивился, складывалось впечатление, что слушаешь музыку какого-либо известного французского композитора. Многие вьетнамские композиторы обучались в Москве, Петербурге, Киеве и Варшаве. У них получилась очень насыщенная школа. Я думаю, было бы хорошо, если бы наши татарские композиторы обучались не только в Казани, Москве и Петербурге, но и других мировых музыкальных центрах. Это всегда придает «краску», шарм и очень обогащает музыку, культуру.
– В свете новой международной политики России связи Союза композиторов РТ с Союзом композиторов Китая интенсифицировались?
– У меня есть контакты с Шанхаем, Гонконгом. Думаю, что когда мы вступим в Лигу азиатских композиторов, у нас возникнут тесные контакты. Но я бы не сказал, что у нас переориентация на Восток, мы стремимся соблюдать баланс. У нас на открытии будет исполняться и концерт для альт-саксофона с оркестром известного американского композитора Томаса Слиппера. Он пишет в современном стиле с четко выраженной идеей, основанной на блестящем знании инструментов. Это светская музыка. У известного американского композитора Филиппа Гласса ощущается его обращение к киномузыке, а вот Томасу Слипперу удалось избежать влияния Голливуда. Киноиндустрия сейчас на многих композиторов в мире влияет и, я бы сказал, есть плюсы и есть минусы этого влияния. Будет представлен китайский композитор Цзо Чженьгуань. Он живет в России и Китае. Будет вьетнамский композитор До Хонг Куан, он обучался в Московской консерватории, учился у Альберта Лемана, который, как вы знаете, долго работал и в Казани. Он приехал в Москву и сейчас принимает участие в юбилейных лемановских концертах. Он привезет инструмент дан бау с исполнителем Хоанг Ан Ту, и будет исполнено его произведение «Диалог». Дан бау – однострунный инструмент, но на прошлом фестивале он нам настолько понравился, что многие в него прямо влюбились. Там очень интересный тембр. Его немного подзвучивают, иначе он будет не слышен.
– Кто интереснее, До Хонг Куан или Томас Слиппер?
– До Хонг Куан воспитан на чисто московских традициях. Они разные. Их на одни весы не положишь. Нам было важно как раз показать разные стили.
– Думаю, за каждым музыкальным произведением стоит внутренняя энергия композитора, то есть внешний звук сопровождается внутренним. Китайцы называют эту энергию энергией «ци». Бах – это океан внутренней энергии. Мне как раз интересно, как эти произведения соотносятся не по внешнему звуку, а по внутреннему звуку, по количеству жизненной энергии. Китайцы умели ее измерять. Интересно было измерить различные произведения по «ци-метру».
– У Томаса Слиппера концерт для саксофона, будет играть наша Маша Беговатова. Очень интересное сочинение. Мне нравятся симфонии Слиппера.
– А что за концерт Калимуллина будет?
– Концерт для фортепиано с оркестром, солист Федор Амиров. Его недавно играли в Казани. У меня было желание, чтобы на фестивале вся музыка была – это концерты. К сожалению, нам не удалось исполнить сочинение Матсушиты для барабана тайко. Это самый большой в мире барабан, применялся в храмах. Сейчас он очень моден. В Казань японские барабанщики с ним приезжали в оперный театр. Барабан тайко в Казани уже появился, и он будет звучать на гала-концерте фестиваля. Я его купил.
– Я прочитал о барабане тайко в Википедии. У него мощный звук. Их использовали в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Они выражали дух самураев. Как пишет Википедия: «В отличие от западных практик, визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Движения ката составляют неотделимую часть игры на тайко и исходят из обычаев придворных представлений. Ката связывает барабан и барабанщика, создает родство между исполнителем и инструментом». Стоят они в зависимости от диаметра от 40 до 160 тысяч рублей.
– У нас в Казани пока нет мастеров игры на тайко. Играть с симфоническим оркестром на тайко – очень большая ответственность, и пока музыканты не согласились. Будет только камерное исполнение. Нашим оркестром будет дирижировать Зое Зениоди, она родом из Греции. Есть авторский диск Томаса Слиппера в ее исполнении. Мне очень понравилось ее прочтение. Думаю, зрителям будет тоже очень интересно. У нас будет звучать композитор Лейла Исмагилова из Башкортостана, дочь известного композитора, народного артиста СССР Загира Исмагилова, он в Уфе культовая фигура, как у нас Назиб Жиганов. Они оба были, конечно, выдающиеся композиторы. У Лейлы Исмагиловой сочинение с кураем и симфоническим оркестром «Таинство» из балета «Аркаим». Московский композитор Кирилл Волков специально к фестивалю написал сочинение «Пульс» для струнных и ударных. Это будет премьера произведения. На гала-концерт приедет очень интересный домбрист из Казахстана. По моему мнению, школа исполнения на казахской домбре сегодня гораздо сильнее, чем на русской домбре и балалайке. Они ушли еще дальше, достигли высочайшего пилотажа в исполнительском мастерстве. Я много раз бывал в Казахстане и всегда стараюсь услышать живое исполнение казахских домбристов. Получаю потрясающее впечатление.
– На закрытии уже будет играть оркестр Гулишамбаровой?
– Я стараюсь занять как можно больше казанских музыкантов. На прошлом фестивале был задействован оркестр
Абязова, сейчас оркестр Гулишамбаровой. Это интересно как музыкантам, так и зрителям.
– Смотрю в программе, есть и Юлия Бек.
– Юлия Бекбулатова – моя выпускница, она как раз написала сочинение «Little big question» для тайко барабана. Конечно, в Японии культура исполнения другая, но это будет видение казанца, что такое тайко барабан.
– Это будет татарское видение или российское?
– Думаю, что, наверное, больше российское. К нам приедут композиторы из Бурятии, Хакассии, будет звучать якутская музыка. Этого раньше не было, наконец мне удалось установить с ними хорошие контакты. Хотя мы живем в одной стране, но, к сожалению, не часто общаемся. Из Хакассии будет привезен инструмент хобырах, буряты привезут инструмент ятага. У татар раньше тоже был этот инструмент. Они хотели другой инструмент привезти, но я настоял на ятаге, чтобы татары видели, какой инструмент они утеряли. Я хочу, чтобы татары возродили этот инструмент. У нас кроме курая ничего не осталось, хотя мы такой же тюркский народ. У нас все эти инструменты присутствовали, и у нас ничего не осталось. Начиная с Ивана Грозного все это запрещалось и все это сжигалось. Почему у нас вокальное искусство достигло очень высокого развития, возник «мон»? Там много мелизмов, украшений. Потому что все татарские народные инструменты уничтожили.
– Причина такого положения – ислам?
– Нет, в Казахстане, Средней Азии был ислам, там все сохранилось. Ислам, наоборот, поощрял развитие музыкальных инструментов.
– Почему татарский народ отказался от своих музыкальных инструментов?
– Категорически запрещалось развитие татарских народных инструментов. В конце XIX века немцы придумали гармошку. Она пошла сначала по кабакам. Появился удобный инструмент, который был близок для русского и татарского народа. Он небольшой, его можно с собой носить. У многих народов гармошка стала инструментом сопровождения. Шарманка была уже более дорогостоящим механизмом. Были шарманки с татарскими мелодиями.
– Гармошка – это же упрощение музыки. Гибель народных инструментов – это трагедия для народа.
– Это мы сейчас так говорим. Сейчас в космос гитары берут. Они еще легче. Пианино же с собой в космос не возьмешь.
– Прозвучит произведение Масгуды Шамсутдиновой.
– Это не новое ее произведение, «Море травы» для струнного оркестра, но у нас в Казани оно не звучало. Думаю, оно написано уже в США.
– Ее творчество не изменилось из-за эмиграции?
– Как сказать, она уехала в США уже сформировавшимся композитором. В США есть обзоры, рейтинги композиторов, кто, как, где исполняется. Толстые книги. Там все непросто, там рынок в гораздо большей степени, чем у нас. У нас есть Союз композиторов, который помогает продвигать музыку. Мы второй дом для композиторов. Там этого нет. Я вот, например, член Ассоциации композиторов штата Нью-Джерси. Они раз в год собираются. Там агенты, деньги, прагматизм, все индивидуально. Во Франции, Германии, Голландии, Швеции, Дании, конечно, это дело хорошо поставлено, продвижение, исполнение музыки. Чем более развитая страна, тем больше вкладывает денег в культуру, тем больше понимание, что нужно продвигать свое. В Швейцарии есть фонд, который организовали банки. Представьте, наши банкиры создали фонд, чтобы продвигать татарскую культуру? Татарскую серьезную музыку? Это возможно? Там это возможно. Они все проплачивают, чтобы швейцарская музыка звучала в разных странах. В библиотеке иностранной литературы в Москве сидит много японских представителей, они продвигают японскую музыку в России. Они поставили много японских инструментов в Москву и помогают обучать студентов.
– Что услышим от Пантыкина?
– Это один из родоначальников свердловского рока. Мы на этой теме с ним сошлись. Моим любимым ансамблем был «Пинк флойд». «Битлз» конечно, тоже нравились, «Чикаго», «Роллинг стоунз», «Пот, кровь и слезы».
– Да, от вашего творчества чувствуется такой «антисоветский» запах.
– «Битлз» – гениальные музыканты, они заложили новое направление в музыке.
Беседовал
Рашит АХМЕТОВ.
(Продолжение следует.)
Подлая война татар против России!
Справедливость восторжествовала. Татарский национал-сепаратист Рафис Кашапов получил три года. Приговор вступил в силу.
Перевод с татарского на русский. Проверяем в Яндекс-переводчике https://translate.yandex.ru
http://www.azatliq.org/content/article/27361404.html
Суд над Кашаповым: В Татарстан вернулся 1937 год
13 ноября Верховный суд Татарии оставил в силе приговор о лишении Рафиса Кашапова свободы сроком на три года. Общественные защитники это событие оценили "Возвращением в Татарию 1937 года".
Рафис Кашапов
гафиулла газиз
Обновлено 13.11.2015 15:54
13 ноября в Верховном суде Татарии рассматривалось дело Рафиса Кашапова. Установленный Набережночелнинским городским судом трёхлетний тюремный срок не уменьшился, только запрет по выходу на свободу использовать Интернет в течение двух лет был снят.
В Казани общественный защитник, член Президиума Всемирного татарского общественного центра Рашит Нургали, пришедний на заседание Верховного суда Татарии с надежной на то, что восторжествует справедливость, по завершении заседания заявил Азатлыку, что в нашей стране значение слов "суд", "право" закончилось.
"Защитники и адвокат Камалова до того сильные доказательства привели. Детально сказали почему это судебное дело должно быть прекращено, а Рафис Кашапов должен быть оправдан. Сторона обвинения - прокурор не смог сказать ни одного слова. "Я это читал, так вижу, я это вижу преступлением." - не смог сказать ничего кроме этого. "Он против правительства, он против государства, значит, он разрушает страну." Вот попробуйте сравнить позиции. Выводы сама общественность делает." - сказал Нургали.
Также общественный защитник, председатель Всемирного татарского центра Фарит Закиев оценил это "возвращением 1937 года".
"Деда в 1937 году забрали. Был муллой. В Минзелинске закрыли. Почему его закрыли? Суда не было, следствия не было. Для Кашапова нет никаких доказательств его вины, но сидит. Кому-то наверное его политические взгляды не нравятся. Поэтому он сидит. 1937 год достиг Татарстана." - сказал Закиев.
У представителей национального движения была надежда, что Верховный суд смягчит приговор Кашапову.
"На этом суде в отношении Рафиса Кашапова правильные, справедливые мысли будут сказаны, ошибки Набережночелнинского городского суда исправив, мы надеемся, что выйдёт справедливый приговор." - сказал Азатлыку Гамил Камалетдинов.
Национальное движение в каком состоянии?
В декабре будет год, как Рафиса Кашапова взяли под стражу. После его ареста, осуждения очень многие оценили эти события как действия против татарского национального движения, в особенности установление преград деятельности Рафиса Кашапова, стремления полностью прекратить деятельность Татарского общественного центра Набережных Челнов, которым он руководил. Вот после взятия под стражу прошёл примерно один год, после приговора Набережночелнинского городского суда - около двух месяцев. Каково положение национального движения в Набережных Челнах, Татарстане?
Собрания Набережночелнинского татарского общественного центра раньше проводились каждый понедельник. Сейчас проводятся раз в две недели. В прошлые годы 30 августа, в День Памяти, в Казани собрания проводились сравнительно оживлённее, больше людей участвовало. Рафис Кашапов мог организовывать разными путями, через окрестность путь из Набережных Челнов в Казань.
Не собираемся говорить слова обвинения в адрес руководителей национального движения, представителей. Так же для представителей национального движения городов вдоль Чулмана, пожелавщих поехать в город Казань на национальные мероприятия, были устроены препятствия. Из Челнов и Егабуги только несколько человек, окольными путями только, смогли приехать на День Памяти. Оставшимя дорогу прервали обысками, остановками. В Елабуге представители и руководители национального движения собрались, чтобы выразить своё отношение к этому самоуправству. Их повалили на землю, поволокли в управление полиции. В дальнейшем отобрали комнату Татарского общественного центра Елабуги. После этого в отношении активиста ВТОЦ, члена Президиума Рината Нургали, журналиста, члена ТОЦ Елабуги Фирдауса Хужина следственный комитет отрыл какие-то дела, вызвал их на допрос. В добавок, с них была взята подписка о неразглашении материалов следствия.
В отношении писателя, общественного деятеля Айдара Халима с сентября-месяца ведётся давление, обыски, допросы. В последнее время ему, его записям о трагической судьбе татарской нации, произведениям, обращениям письмам особенно большое внимание уделяют. Дескать, там написаны высказывания, оскорбляющие русскую нацию. В ряду национального движения число преследуемых не ограничивается этими личностями.
Творчество, посвящённое Кашапову
Мы уже говорили, что заседания ТОЦ Набережных Челнов не проводятся еженедельно, а раз в две недели. Эти собрания проводит заместитель Рафиса Кашапова Гамиль Камалетдинов. Здесь о Рафисе Кашапове вспоминают, обсуждают. В октябре-месяце на одном из собраний прочитали стихи самодеятельной поэтесса Сима Сафина, написанные после посадки Рафиса Кашапова в тюрьму. Там такие строки:
Демократия диләр илдә...
Демократия диләр илдә
Фикер хөрлеге диләр,
Кеше хокуклары диләр,
Халыклар дуслыгы диләр.
Ләкин миллиард талаганнар
Кануннар чыгарып утыра.
Туры фикер белдергәннәр
Рәшәткә артында утыра.
Утыра Рәфис Минзәләдә
Бер-бер җинаять эшләгән?
Юк, җинаять кылмаган,
Милләт фикерен белдергән.
Халык өчен янган җанны
Дивар сыйдыра алырмы?
Үз фикереңне җиткерү
Җинаять була алырмы?
Озакламый бер ел була
Рәфис кулга алынганга.
Сәбәбе-исәпләре халыкларны
Кысан иярдә тотарга.
Хәерчелек арта бара,
Кеше кадере тиен тормый.
Хәерче һәм надан белән
Идарә итү берни тормый.
РәфисҖан кулга алынгач,
Куркак җаннар өреккәндер,
Хөсет җаннар сөенгәндер,
Милләтпәрвәр көенгәндер.
Сәяси тоткын юк диләр.
Ләкин Рәфис бит төрмәдә!
Чиктән ашкан гаделсезлек
Бездә нәфрәт уята.
Син безнең белән Рәфис,,
Син милләтем аләме!
Иблис туе мәңге бармас,
Гаделлек бер җиңәр әле.
Гомер зая уза димә,
Халык өчен янылгандыр.
Халык өчен янган гомер
Йолдыз булып кабынгандыр.
Не только Сима Сафина выражает свои мысли о Рафисе Кашапове в стихах. В "нашей газете" (Безнең гәҗит), номер от 28 октября, было опубликовано стихотворение Н.Габдельбарева "Возмите ваши руки". Так же читателям была представлена некоторая информация из записи Рафката Ибрагимова "Моё сердце болит за Рафиса Кашапова".
На одном из следующих собраний председатель Татарского общественного центра Набережных Челнов Рафис Кашапов будет объявлен "национальным героем", в этом направлении будет объявлено о начале конкурса на записи, фотографии, статьи о нём. Какими будут условия конкурса - определят на это собрании.
Максатыбыз - бәйсезлек: Наша цель - независимость. Лозунг татарской национал-сепаратистской молодёжи
К сожалению, 99% русских не знают татарского языка. И увы, не понимают, с какими лозунгами татары выходят на улицы. Татарская молодёжь выходит с транспарантом Максатыбыз - бәйсезлек. Нетрудно убедиться, что истинное значение этого лозунга; Наша цель - независимость. Поддержка этого лозунга 100 процентов среди татарской молодёжи.
Кто не знает, как переводится "Максатыбыз - бйәсезлек" на русский язык - используем Яндекс-переводчик https://translate.yandex.ru
Новая атака татарских национал-сепаратистов на Российскую государственность.
Научная Конференция "Суюмбика - видная женщина и правительница. К истории связей татарских государств 16 века." в городе Касимов Рязанской области: "Разянь - исконно татарская земля." http://www.azatliq.org/content/article/27363788.html
Обращение к русским! Айдар Халим должен закончить свои дни в тюрьме!
Дорогие друзья! Лёд наконец-то тронулся. Против человеконенавистника, татарского национал-сепаратиста, предателя России Бориса Низаметдиновича Халимова (кличка Айдар Халим) наконец-то возбуждено уголовное дело. С 30 октября Борис Халимов находится в Набережных Челнах под подпиской о невыезде. Айдар Халим является автором русофобской книги Убить Империю. Здесь одна из глав книги. https://iberiana.wordpress.com/ruseti/khalim/ Айдар Халим прямо призывает к ликвидации русского народа, России, русского православия. Мотивирует это тем, что русские, Россия и их вера ущербны, фактически низводя нас до уровня животных. Айдар Халим постоянно участвует во всех русофобских движениях, митингах. 31 августа 2014 года на званом ужине в честь Курбан Байрама сказал прямо: русские, чуваши, мари, удмурты - нехаляльные народы. Жить с ними недозволено по халялю. Их пребывание на татарской земле нехаляльно. http://www.azatliq.org/content/article/25476976.html (Можете воспользоваться Яндекс-переводчиком, если не знаете татарского языка).
Борис Халимов - непримиримый враг России и русского народа.
Возбуждение уголовного дела - безусловно позитивное событие. Однако избрание лишь подписки о невыезде в качестве меры пресечения - глубоко недостаточно. Это показывает, что Борис Халимов не понесёт заслуженного наказания: амнистируется, отделается штрафом или получит условное наказание, которое снимут через несколько месяцев, как это случилось с Фаузиёй Байрамовой.
Наша задача такова: Борис Халимов должен получить реальный срок лишения свободы! Для этого нам, русским, надо направлять обращения Президенту России, создавать общественную инициативу. Также необходимо привлечь к работе Раиса Сулейманова и Михаила Щеглова. Наше дело правое! Победа будет за нами! Ликвидация "Татарстана" начнётся с этого!
Вот, полюбуйтесь человеконенавистническим высказыванием Айдара Халима о русских, чувашах, мари, удмуртах. Это - позиция татар.
– Бездә чынбарлыкны әйтүдә бер курку бар. Ә мин әйтәм. Бүген Украинада ватандашлар сугышы бармый. Ватандашлар сугышы ул ата –улга, ул – атага атканда була. Ике ил – Украина һәм Русия арасында сугыш бара. Әлбәттә, анда украиннар җиңәчәк. Чөнки тарихның мантыйгы шундый. Күп халыклар канын эчкән, сугыш чыганагы булган Русиянең көннәре бетмәсә дә, аны тибәрү көннәре якынлаша. Безгә нәрсә җитми? Без үзебезгә хәләл булмаган кешене чуашлар, марилар, удмуртлар аша сикертеп кертеп, Казанны биреп, үзебезгә күрше иттек. Без хәләлдән хәрәм ясадык. Урыс безнең күрше бит. Биш гасыр буе марҗаны түшәккә салып, полковник булдык һәм юкка чыктык. Әгәр бүген катнаш никахка каршы “Юк, балам, ризалыгымны бирмим” дип бусагага ятмасак, татар милләте урыс белән катнашудан туктамаячак.
Одно радует, против Айдара Халима таки возбудили уголовное дело. http://www.azatliq.org/content/article/27349470.html С тридцатого октября он под подпиской о невыезде.
Человеконенавистнические высказывания татар против народов Поволжья и Урала
Татарские национал-сепаратисты уверены в необходимости ассимиляции и уничтожения башкир (http://www.azatliq.org/content/article/26974427.html http://www.azatliq.org/content/article/25351586.html http://www.azatliq.org/content/article/25307788.html http://vk.com/wall-6116387_69589), изгнании нехаляльных русских, чувашей, мари, удмуртов (http://www.azatliq.org/content/article/25476976.html) для развития татар, расширения зоны их влияния. Кто не знает татарского - Яндекс-переводчик http://translate.yandex.ru
Предательство татар в Великую отечественную войну - героизм!
Хорошо о татарском национал-сепаратизме и обелении ста тысяч татарских национал-предателей татарского Гитлеровского Легиона Идель-Урал в Великую Отечественную Войну написала русский патриот Дарья Митина. Увы, мы, русские, не такие горлопанистые, как татары. Но информацию о предательстве татарского народа довести надо до масс.
http://news-front.info/2015/09/16/kazanskij-kinofestival-vopreki-istorii-i-protiv-rossii/
Казанский кинофестиваль: Вопреки истории и против России?
Дата публикации: 16 Сентябрь 2015, 12:19
Регион, щедро опекаемый федеральным центром, сделал очередной «сюрприз» государству, на сей раз в области искусства – на кинофестивале в Казани победили ленты, имеющие сомнительный и, порой, антироссийский подтекст
Солдаты легиона «Идель-Урал»
На прошедшем в Казани Фестивале мусульманского кино лучшим игровым фильмом была признана киргизская лента «Курманжан датка» режиссера Садыка Шер-Нияза, а лучшим полнометражным документальным фильмом — «Война непрощённых» режиссера Дениса Красильникова.
Первым на довольно странный выбор жюри казанского кинофестиваля обратила внимание на своей странице в одной из популярных социальных сетей работавшая на фестивале в Казани кинокритик и общественный деятель левого толка Дарья Митина:
«Замечательный и любимый Казанский кинофестиваль закончился неожиданным и странным конфузом — два главных приза получили два фильма, которых в конкурсе вообще не должно было быть по определению — подчеркнуто-оскорбительно антироссийская «Курманжан датка», щедро профинансированная из госбюджета Республики Кыргызстан как национальный проект, и фильм татарстанского документалиста Красильникова, снятый под патронатом президента Татарстана, при участии первого президента Татарстана и постпредства РТ в Москве «Война непрощённых», оправдывающий и отмазывающий фашистский легион «Идель — Урал». Вот такая загогулина. Не знаю, что и думать».
Впоследствии, детально разбирая документальный фильм «Война непрощённых», посвященный коллаборационистскому легиону вермахта «Идель-Урал», набранному из казанских татар, башкир, чувашей, марийцев и мордвы, Митина в своем блоге написала, в частности, следующее:
«Бикчантаев (главреж Татарского театра Камала в Казани, выступающий в картине в роли рассказчика — прим. ИА REGNUM) беседует с Сергеем Василенко, директором «Музея антибольшевистского сопротивления», на территории «музея», на фоне портрета генерала-предателя Власова. Что это за «Музей»? Это частное предприятие, открытое подольским предпринимателем, повернутом на антикоммунизме, на частные средства. Музей посвящен воспеванию лидеров Белого движения, типа генералов Шкуро и Краснова, а также коллаборационистам всех мастей, антисоветскому подполью, бандеровцам, «лесным братьям» и прочим бандитам с большой дороги. Может, конечно, ничего страшного, что Бикчантаев обращается за консультацией в столь странное учреждение, — историк может пользоваться любыми источниками. Только вот зачем за государственный счет рекламировать такую экспозицию, ума не приложу. В России масса музеев, где можно было снять на камеру нашивки вермахтовских легионеров. Впрочем, это скорее повод для размышления и для наших собственных выводов, чем упрек авторам…
… Справедливости и объективности ради следует отметить, что история подвига 825-го батальона, перешедшего на сторону партизан, его дальнейших героических боёв освещены в фильме весьма ёмко и интонационно верно. С другой стороны, о том, что большинство легионеров воевало на стороне Германии до окончания войны, в фильме предпочитают не упоминать, создавая у зрителя искаженное восприятие событий. Ничего не говорится в фильме и о том, что в большинстве случаев легионеры при столкновении с сильным сопротивлением сдавались в плен либо, если получалось, уходили вглубь Германии. Профессор Гилязов говорит, обобщая, что волжско-татарский легион вообще не привлекался немцами к карательным операциям. Простите, а как же карательные операции против отрядов сопротивления Франции, Бельгии, Голландии? Как быть с карательным походом пятой роты третьего батальона в декабре 1944 года в районе города Кельце против польских партизан? Как быть с участием первого батальона в подавлении Варшавского восстания 1944 года…
В целом творческий коллектив под руководством Дениса Красильникова солидаризируется с концепциями профессора Гилязова, который, избрав легион «Идель — Урал» предметом своего исследования, проведенного, как нетрудно догадаться, по немецким документам и источникам, поднимается до концептуальных обобщений и пытается по-новому трактовать явление коллаборационизма в целом. Гилязов сетует на то, что гитлеровцы не рассматривали как «равноправных партнеров», а лицемерили, используя военнопленных в своих целях. Для иллюстрации своей позиции Гилязов цитирует М. Геллера и А. Некрича: «Можно лишь гадать о том, какой оборот приняли бы события, если бы нацисты проводили не политику геноцида, репрессий, подавления национальных и просто человеческих чувств, а более умеренную, приемлемую для большинства населения, как русского, так и нерусского». «Парадокс ситуации с представителями восточных народов, которые в период Второй мировой войны оказались на стороне Германии, заключается в том, что немецкая сторона не могла открыть перед ними реально демократичную перспективу». Вот не получилось у гитлеровцев даровать советским народам демократию…
Хоть авторы «Войны непрощённых» неоднократно погрешили против истины, тем не менее «Войну…» нельзя назвать лживой картиной. А вот манипулятивной, лукавой — вполне можно. Исподволь, тонко, аккуратно, но весьма доходчиво нас подводят к мысли, что предательство допустимо, что его можно понять, объяснить и оправдать, что главная задача — самосохранение, выживание любой ценой. Если мы вспомним историю позднесоветского сепаратизма республик СССР и их постсоветскую историю, то именно с таких маленьких шажков начиналась героизация нацизма. Сначала призыв к общечеловеческому гуманизму по отношению ко всем коллаборационистам, затем мифологизация истории и человеческого сознания… В любом случае настораживает не столько появление очередного спорного фильма, а его демонстративная поддержка со стороны государства».
Что характерно, на страницах своего блога Митиной впоследствии пришлось схлестнуться в жарком споре с самими режиссером Красильниковым, который пытался доказать, что ничего крамольного в его ленте нет, правда, весьма эмоционально и малоубедительно. При этом он почему-то упрекал кинокритика в «разжигании межнациональной розни», а также пытался убедить оппонента, что ни государство, ни президент Татарстана денег на ленту не выделяли. При этом стоит отметить, что картина была презентована на базе государственного информационного агентства «Татар Информ», которое сообщило о том, что ленту высоко оценил Рустам Минниханов, а в самом фильме с «экспертным мнением» появляется первый президент Татарстана, госсоветник нынешнего лидера республики Минтимер Шаймиев. Недоумение вызывает и ажиотаж вокруг легиона «Идель — Урал» в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Культ личности татарского национал-предателя Гарифа Солтана
Он был сначала одним из руководящих идеологов-пропагандистов стотысячного татарского Легиона Идель-Урал. Затем создал татарскую редакцию Радио Голос Америки - несколько лет. А потом создал и свыше 30 лет руководил татарской редакцией Радио Свободы - Радио Азатлык. До 1989 года. Радио Азатлык - правопреемник татарского стотысячного Легиона Идель-Урал. Национал-предательство татар продолжается!
Фаузия Байрамова называет Гарифа Солтана национальным героем.
Вот ссылка. http://www.azatliq.org/content/article/25114892.html Татарский язык кто не знает - переведите с помощью Яндекс-Переводчика translate.yandex.ru Там есть татарский, в гугеле нет. Смысл будет хорошо понятен. Для татар национал-предатели России - герои. Предательство - героизм. Подлость - доблесть.
Ежемесячные доносы татар на башкир. Навскидку четвёрка подмётных писем татар. Их сотни.
1. "Требуем убивать башкир." - Кадерле Имамутдмнов. Донос Татарского общественного центра Башкортостана от 24 января 2015 года http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/obraschenie-k-prezidentu-rf-putinu-vv-24-01-2015.html
2. Донос Татарского общественного центра Башкортостана на башкир от 16 апреля 2014 года русским. http://www.azatliq.org/content/article/25351586.html "Требуем Уфимскую губернию". При этом на том же заседании, не стесняясь, написали донос на русских в ООН с просьбой о создании из территории России отдельного государства для татар по примеру Израиля в 1948 году.
3. Проблема, волнующая "всю татарскую интеллигенцию": Башкирский народ и сто лет спустя 1917 года - в 2014 до сих пор не уничтожен. К сожалению, всё в том же состоянии. Башкир надо убивать. http://www.azatliq.org/content/article/25351586.html
4. Собрание от 23 апреля 2015 года в Постоянном Представительстве Республики Татарстан в Республике Башкортостан: "башкиры должны как народ быть стёрты с лица земли". Участвуют кроме постоянного представителя, татарские историки из ИИ Маржани АНТ, а также "татарская общественность" республики. Кстати на постоянном представительстве РТ в РБ убрали башкирскую вывескую. Теперь только русская и татарская.
Татарский фашизм без обиняков
Татары - национал-предатели России. И готовятся вонзить ей нож в спину, как сделали сто тысяч татар в годы Великой Отечественной Войны, пойдя служить в гитлеровский татарский Легион Идель-Урал. На передовой их не было. Они убивали русских, белорусов, украинцев - партизан, мирных жителей - женщин, детей, мужчин, стариков. На их руках сотни тысяч человеческих жизней. Жизней людей русского мира! Татары - враги России. И я это докажу.
1. Айдар Халим без обиняков заявил: русские, чуваши, мари, удмурты - нехаляльные люди, жить с ними по халялю не дозволен. А стало быть надо, чтобы их не стало на этой земле. Статья на татарском. Но на русский пеервести может Яндекс-переводчик. http://www.azatliq.org/content/article/25476976.html Кстати я в этом вопросе не согласен с Щегловым. Русским надо учить татарский язык - язык врагов. Чтобы знать, что они пишут.
2. В 2014 году перепечатали статью 1917 года о "вопросе, волнующим всю татарскую интеллигенцию". К сожалению, пишут авторы перепечатки, проблема, поставленная в 1917 году - окончательное решение башкирского вопроса - уничтожение башкирского народа, не достигнута сто лет спустя. Практически в том же состоянии.
3. В полный рост началась реабилитация ста тысяч татарских национал-предателей Легиона Идель-Урал. Оказывается те сто тысяч татар, которые убивали русских партизан и жителей на оккупированных территориях - это герои. Убийства русских на Украине и в Прибалтике тоже начались с обеления фашизма. Это же мы наблюдаем и в "Татарстане". И это не частный фильм, он под патронатом Минниханова. http://www.azatliq.org/content/article/27252047.html и http://www.azatliq.org/content/article/27323008.html
4. Татаризация России есть единственное спасение от наступающей неофеодальной раздробленности. - пишет татарский национал-сепаратист Рашит Ахметов в своем предыдущем номере. Цель татар - захват и дерусификация России. В России - Золотой орде все кроме татар не халяльные. Выводы делайте сами. http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/stolitsa-20-10-2015.html
5. На крайняк, коли не получится пункт 4 - продать Россию её врагам, например США, но теперь новое веяние - Китаю. Рашит Ахметов пишет: "Китайцы в принципе считают Татарстан своим самым дружественным регионом в Европейской России, фактически своим готовым плацдармом. По отношению к татарам китайское правительство будет проводить политику наибольшего благоприятствования." http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/sever-12-08-2015.html
Татарские национал-сепаратисты ненавидят День Победы.
http://www.azatliq.org/content/article/27014520.html (Яндекс-переводчик!) Татарские национал-сепаратисты придумали десяток причин, зачем День Победы отменить. А к семидесятилетию Великой Победы, как я уже говорил, они сняли фильм Война непрощённых. Обелили сто тысяч татар-предателей Татарского Гитлеровского Легиона Идель-Урал Вермахта.
Фаик Тажиев: "9 мая - это не праздник, он должен быть Днём Памяти"
Мероприятия в России, посвящённые семидесятилетию Победы кого-то восхитили, кого-то встревожили. Набережночелнинский националист Фаик Тажиев говорит: в стране, где не решены социальные проблемы, вместо того чтобы проводить затратные торжества, его надо отмечать как день памяти.
гафиулла газиз
14.05.2015
Представитель национального движения, проживающий в Набережных Челнах Фаик Тажиев в ходе беседы с Азатлыком сделал напор на то, что День Победы надо отмечать как день Памяти.
- Я считаю, что этот день надо проводить как День Памяти, день памяти погибших в войнах. После того, как прошло 70 лет, такие торжества на душу не ложатся. Если рассмотрим историю, Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. В этот день вооружённые силы Германии вошли в Польшу. Через две недели советские войска вошли в Польшу. И нынешняя война так же начинается. Конечно, эта страна завоёвывается. В тот же период оба агрессора в Бресте заключают соглашение о ненападении. Не смотря на это, Германия на другого агрессора начала войну 22 июня 1941 года.
http://www.azatliq.org/content/article/27407046.html (Яндекс-переводчик используем)
Очередное предательство татар!
Пока у России война с Турцией, Фаузия Байрамова полетела в Турцию, отмечает там 65-летний юбилей, презентует переведённый на турецкий язык роман Хан кучум. Помимо этого речь шла о борьбе с Россией и национальной независимости татарского народа.
Предательство татар!
http://www.azatliq.org/content/article/27410354.html
Төркия-Русия низагы Татарстан һәм татарларга нинди йогынты ясар?
_______________________________________________
Статья в Азатлыке: Конфликт Росс
Guest, 17.12.2015 в 22:01
Конфликт России и Турции Татарстану и татарам какое влияние окажет?
Вместо того, чтобы думать, как защищать Россию от
Максимальный перепост!
Предательство башкурдов,Откройте Яндекс РЕН ТВ архив,передача о главном башкурдском предателе и его сегодняшних последователях.
Где украденные деньги у народа,почему башкурд М.Рахимов на свободе.Почему башкурды называют своих детей русскими или татарскими именами.Почему у башкурдов высок процент людей страдающих психическими расстройствами,шизофренией.
Поджоги в 2013 году татарами 13 русских православных церквей в Татарстане и запуск ракеты в нефтехимзавод. Не забудем. Не простим.
Ну как бы помочь этому шизофренику,почему башкурдские "ущеные",лучшие в мире "ущеные",не работают с этим пациентом.
Подлая война татар против России! Татары стучат на Россию в ООН!
Перевожу вводную часть и пункт 14.
Посвящая международному Дню Родного языка, Татарский общественный центр 19 февраля в национально-культурном центре Казань провёл конференцию на тему "Национальное образование - от детского сада до университета". В мероприятии был поставлен вопрос, почему в течении 25 лет в татароязычной республике татарский язык не смог стать государственным?
Резолюция:
пункт 14. Написать в Организацию Объединённых наций и Парламентскую ассамблею Совета Европы обращение о нарушении прав татарского народа.
Татарские стукачи хотят задушить Россию через ООН и ПАСЕ. Ждут майдана, чтобы подло вставить нож в спину русским!
http://www.azatliq.org/content/article/27569661.html
"Татар халкының хокуклары бозылу турында БМОга хат җибәрергә"
ТИҮ Ана теле көненә багышлап "Милли мәгариф – балалар бакчасыннан Университетка кадәр" дип аталган конференция үткәрде.
наил алан һәм ландыш харрасова
24.02.2016
Халыкара Ана теле көненә багышлап Татар иҗтимагый үзәге 19 февральдә "Казан" милли-мәдәни үзәгендә "Милли мәгариф – балалар бакчасыннан университетка кадәр" дигән темага конференция үткәрде. Чарада "Ни өчен 25 ел эчендә татар теле республикада дәүләт теле була алмады?" дигән сорау куелды.
"Конференциядә татар теленең юкка чыгуына карата кискен сүзләр әйтелде, чөнки 2002 елдан 2010 елга кадәр татар телен белүчеләр саны 1 миллионга кимегән. Русиядә демократия, гаделлек булган очракта гына телне саклап калып була, дигән фикер дә белдерелде. Каталония мисалы үрнәк булып тора. Анда диктатура беткәннән соң каталан теле яңадан тернәкләнгән. Каталониядә бөтен тормыш каталан телендә алып барыла", диде ТИҮ рәисе Фәрит Зәкиев .
Аның сүзләренчә, чарада академиклар Индус Таһиров, Рүзәл Йосыпов, Русия Дәүләт думасының элеккеге депутаты Фәндәс Сафиуллин, галим Дамир Исхаков, җәмәгать эшлеклеләре, милләтпәрвәрләр катнашкан. Бу чарага Чаллыдан да вәкилләр килгән.
"Гаяз Исхакый "Ике йөз елдан соң инкыйраз" дигән әсәрендә ике йөз елдан татар халкы юкка чыгачак дип, язган. Әмма инкыйраз йөз елдан соң килеп җитте. Бүгенге хәлне "татар теле, татар халкы инкыйраз алдында тора" дип бәялибез, дип белдерә конференциядә катнашканнар.
Татар телен дәүләт теле итү, икетеллелекне гамәлгә ашыру мәсъәләсе 25 ел дәверендә чишелмәде. Бу мәсъәләләрне чишү Татарстан дәүләте җитәкчеләренең, Дәүләт шурасы депутатларының сәяси ихтыяры булуына бәйләнгән дип, уйлыйбыз. Нигә Татарстанның телләр турындагы кануны ("Татарстан республикасы дәүләт телләре һәм Татарстан республикасында башка телләр турында") эшләми? Нигә дәүләт кабул иткән програмнар үтәлми?
Конференциядә катнашучылар милли мәгарифне балалар бакчаларыннан алып югары уку йортларына кадәр торгызу тәкъдиме белән чыкты һәм резолюция кабул итте.
1. Татар телен һәм мәгарифен үстерергә тиешле кануннар тормышка ашырылмаган, программалар үтәлмәгән, дип бәяләргә.
2. Татарстаннан сайланган Русия Дәүләт думасы депутатларына: "Европада төбәк телләре яки азчылыкларның телләре хартиясе"н ратификацияләү тәкъдиме белән чыгарга. Әлеге хартиягә нигезләнеп, балалар бакчасынннан алып югары белем бирүгә кадәр мәгариф системасын төзүне таләп итергә.
3. Русия мәгариф министрлыгыннан 2008 елның 28 ноябрендә чыгарган 362-нче боерыкны гамәлдән чыгаруны, Бердәм Дәүләт Имтиханын (ЕГЭ) татар телендә бирүне рөхсәт итәргә һәм аның нәтиҗәләре нигезендә югары уку йортларына кабул итүне таләп итәргә.
4. Татарстан Дәүләт шурасы депутатлары Татарстан Конституциясенә "Дәүләт шурасы депутаты Татарстанның дәүләт телләрен белергә тиеш" дигән маддәне кертергә тиеш.
5. Кичекмәстән Татар Милли Университетын торгызу эшләрен башларга.
6. Татарстанның югары уку йортларындагы һәр факультетта татар төркемнәре оештырырга.
7. Казан шәһәренең һәр районында, Татарстанның һәр район үзәгендә бүгенге көн таләпләренә туры килә торган үрнәк татар-төрек һәм татар-инглиз гимназияләр ачуны таләп итәбез.
8. Татарстанның телләр турындагы канунының 6нчы маддәсендә "Телләрне саклау дәүләт програмын" акча белән тәэмин итү каралган. Дәүләт шурасы һәм Татарстанның хисап пулаты бу акчаларны тоту турында хисап таләп итәргә тиеш. Татарстан Конституциясенең 8нче маддәсе, Татарстанның телләр турындагы кануны тормышка ашырылмады. Моның сәбәбе – җаваплы түрәләрнең җинаятьчел ваемсызлыгы һәм Татарстан җитәкчеләренең битарафлыгы, Дәүләт шурасының контрольдә тоту вазифаларын үтәмәве.
Татарстанның телләр турындагы канунында дәүләт оешмаларында татар телен куллануның мәҗбүри булуы ачык язылмаган, аның "йомшак" урыннары бар. Канунны бозган өчен житәкчеләргә җәзалар каралмаган. Татарстанның телләр турындагы канунына үзгәрешләр кертергә тәкъдим итәбез. Канунның мәҗбүри үтәлергә тиешлеге ачык язылырга, канунны бозган өчен дәүләт оешмалары җитәкчеләренең җаваплылыгы турында маддәләр кертелергә тиеш.
9. Татарстанның телләр турындагы кануны, "2004-2013 елларга Татарстан республикасы дәүләт телләрен саклау, өйрәнү һәм үстерү Татарстан республикасы дәүләт програмы"ның ничек үтәлүе турында Татарстан Дәүләт шурасында махсус тыңлаулар оештырырга.
10. Министрлар Кабинеты 2004 елда кабул ителгән Татарстанның телләр турындагы кануны үтәлүе турында җавап тотарга тиеш.
12. Татарстанның дини уку йортларында татарча укытуны таләп итергә.
13. Татарстан дәүләт телевидение һәм радио компаниясен яңадан торгызырга.
14. Татар халкының хокуклары бозылу турында Берләшкән Милләтләр оешмасына һәм Европа Берлегенең парламент ассамблеясенә хат җибәрергә.
"Җитәкчеләр татар телен дәүләт теле итеп танымый"
1992 елның 8 июлендә кабул ителгән "Татарстан халыкларының телләре турында" канунга 23 ел.
2004 елда бу канун "Татарстан республикасы дәүләт телләре һәм Татарстан республикасындагы башка телләр турында", дип үзгәртелде. ("Татарстанның телләр турындагы кануны") Бу канунны гамәлгә ашыру өчен "1994-2004 елларга Татарстан республикасы халыкларының телләрен саклау, өйрәнү һәм үстерү дәүләт програмы" кабул ителгән иде. Бу програмда "Татарстанның телләр кануны"н тормышка ашыруның ысуллары, юллары күрсәтелгән иде.
2004 елда "2004-2013 елларга Татарстан республикасы дәүләт телләрен һәм Татарстан республикасында башка телләрне саклау, өйрәнү һәм үстерү дәүләт програмы" кабул ителде. Ниһаять, 2013 елда "2014-2020 елларга Татарстан республикасы дәүләт телләрен һәм Татарстан республикасында башка телләрне саклау, өйрәнү һәм үстерү дәүләт програмы" кабул ителде.
"Бүгенгә кадәр Татарстанда бер дәүләт теле – урыс теле генә гамәлгә кертелгән. Дәүләт һәм муниципаль оешмаларда икетеллелек кәгазьдә генә калды. Дәүләт шурасында, Татарстан хөкүмәтендә, мәхкәмәләрдә барлык эш тә урыс телендә алып барыла. Карарлар, кануннар урыс телендә тикшерелә һәм кабул ителә. Татарстан дәүләте җитәкчеләре татар телен дәүләт теле итеп танымый", дип белдерә конференциядә катнашучылар.
В рядах РОА было огромное количество башкир,записавшихся русскими,говорившими про себя мы казаки.
Численность РОА была на порядок меньшей, чем татарского гитлеровского Легиона Идель-Урал Вермахта. Более того, русские из РОА были уничтожены, расстреляны, сгнояны в лагерях. А татар пожалели. Сирот казанских. И в результате что мы имеем? Уже в 2015 году татар-предателей героизируют. Легион Идель-Урал прощён фильмом Война непрощёных. Гариф Солтан, Шафи Алмас, Муса Джалиль - предатели-герои. Предателям снимают фильмы. О них проводят конференции. Их именами называют улицы. Осталось только начать заниматься тем, чем занимался гитлеровский татарский легион Идель-Урал Вермахта на оккупированных территориях: убивать мирных, безоружных русских! А также по Айдару Халиму - всех нехаляльных в поволжье - удмуртов, чувашей, мари, башкир.
на снимке:
-зоя после бани.