2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Борис Годунов

8 марта 2014 года
Борис Годунов

      13 февраля, в день рождения Федора Шаляпина, в театре оперы и балета им. Джалиля давали одну из любимых «шаляпинских» опер – «Бориса Годунова» Мусоргского. Шаляпин, как видим, по знаку гороскопа Водолей, это знак стихии Воздуха. Причем Водолей он на излете, действие знака заканчивается 18 февраля. У этих людей есть потребность «дышать полной грудью», они широко одарены и для них свобода есть первейшая необходимость. У Шаляпина, как известно, было 9 детей и жил он на две семьи, в Петербурге и Москве. Обе жены у него не были русскими (Иола Торнаги и Мария Элухен), он был сам «человеком мира». Любимая у него была поговорка: «Бесплатно только птички поют».
     С 1918 года по 1921-й Шаляпин был руководителем Мариинского театра, Горький отговорил его от вступления в партию большевиков, сказав: зачем тебе эта суета. В 1922 году Шаляпин выехал на гастроли и не вернулся. В 1926 году В. Маяковский писал в «Письме к Горькому»:

     «Или жить вам,
           как живет Шаляпин,
     раздушенными аплодисментами оляпан?
     Вернись
     теперь
         такой артист
                назад
     на русские рублики –
     я первый крикну:
     – Обратно катись,
     народный артист республики!».

     Мировая критика считает, что голос у него был не таким выдающимся, как поразительное драматическое дарование, он гипнотически действовал на зрителя своей энергией. Кстати, фамилия отца, вятского крестьянина, была изначально Шелепин.
     Казанский оперный театр, безусловно, весь дышит Федором Шаляпиным, он выстроен как «шаляпинский» театр. Директор театра Рауфаль Мухаметзянов – страстный любитель оперы. Театр дает 100 представлений за рубежом, преимущественно в Европе в год (110 представлений в Казани). Считается третьим оперным театром в России после Большого и Мариинки. Конечно, выезжать ему лучше в Париж, например, с именем театр им. Шаляпина, а не театр им. Джалиля. При всем уважении к Джалилю и его поэзии, он все-таки не мировая величина да и к опере имеет опосредованное отношение как либреттист. А Шаляпин – самый известный в мире российский оперный певец. Нельзя же, например, назвать Большой театр им. А. Пушкина в Москве. И, конечно, памятник Шаляпину нужно было установить перед нашим оперным театром, как и памятник Рудольфу Нуриеву. Кстати, 24 и 25 февраля в театре пройдет на сцене великолепный балет «Золотая Орда» с музыкой Резеды Ахияровой. «Золотая Орда», несомненно, достойна «Золотой маски», его называют одним из лучших российских балетов за последние 20 лет. 25 февраля его собирается посмотреть президент Татарстана Рустам Минниханов. Кстати, оказывается, слово «орден» произошло от слова «орда». Так что люди, получающие ордена в России, получают привет из Золотой Орды.
     Бориса Годунова играл народный артист России Владимир Маторин (Большой театр), летописца Пимена – казанский Юрий Борисенко, Самозванца – Олег Долгов (театр Колобова), Марину Мнишек – Анжелика Швачка (Национальная опера Украины), Варлаама – Вячеслав Почапский (Большой театр), шинкарку – Ирина Гелахова (Московский музыкальный театр им. К. Станиславского), юродивого – казанский Юрий Петров и т.д. Постановка Михаила Панджавидзе, дирижер Ренат Салаватов, художник – эскизы Федора Федоровского выполнены Виктором Немковым. Художественное оформление выше всяких похвал – создано в 1948 году еще при Сталине для постановки в Большом театре и считается шедевром декоративного искусства. То есть это оформление, созданное после победы в Отечественной войне, принципиально имперское и антизападническое, с государственным заказом на рост патриотизма, изоляционизма, «русскости», ориентированное на вкус Сталина. Опера выглядит тяжеловесно-государственнической, зоологический империализм, практически доведенный до абсурда. Художественные образы подчинены пропаганде. Сравниваешь с операми Верди, итальянцев и видишь сразу принципиальное отличие русских опер и итальянских. В итальянских операх человек, его индивидуальность, переживания, личная трагедия, любовь, жизнь занимают главное место, в русских операх очень много вопросов о власти, о государстве, человек там в качестве придатка к системе, кругом измена, враги. Суть оперы «Борис Годунов»: Россия – это Европа или отдельный мир, противоположный Европе? В несвободном государстве и песня не свободна. Трагедия Бориса в полном отторжении его русским народом. Чего хочет народ – непонятно. Копеечку? Мусоргский искусственно ввел католичку Марину Мнишек в оперу, в первом варианте оперы этих сцен не было. Также Мусоргский ввел заключительные сцены, которых почему-то нет в казанском варианте, – это захват иезуитов русским народом, выступление народа с криками «Смерть Борису!», ария Варлаама против Бориса, ария юродивого, триумфальное появление Самозванца под Москвой и переход народа на его сторону, освобождение иезуитов. Финал, как мы видим, интересный и актуальный. Но нам показывают только смерть царя Бориса, фактически из-за нравственных мук. Какой царь умер в России из-за нравственных мук – трудно предположить. Победа Самозванца и приветствие его народом – несомненно, очень диссидентский финал.
     Интересна также новая постановка «Бориса Годунова» в Мариинке в 2012 году. Там народ в современных костюмах, стрельцы в форме полицейского спецназа со шлемами и дубинками, заседания боярской думы проходят в зале заседания Совета Федерации, юродивый – молодой студентик. Эффект современности событий, наверное, сходство Самозванца с Навальным – потрясающее.
     Владимир Маторин считался в 1989 году лучшим Борисом Годуновым в мире. Пел партию Варлаама в Ковент-Гарден в постановке Тарковского, считается лучшим в стране исполнителем духовной музыки. Для этого необходимо состояние глубокой религиозности. Его любил и на его концертах бывал патриарх Алексий II. Но ему 75 лет, и он, конечно, не может выдавать переживания Бориса с той же степенью экспрессии, как и раньше. Голос в значительной мере, естественно, ослабел. В принципе спектакль нужно переделывать, он уже сам по себе архаичен для казанской сцены.
     Блестящим можно было назвать исполнение роли Варлаама Вячеславом Почапским. Он с воодушевлением пел песню о «злых татаровях», как царь Иван брал Казань и взорвал 40 тысяч татар. Видно было, что для него петь такую песню в татарском оперном театре чуть ли не подвиг Матросова (который сам, как выяснилось, был «злым татаровем»). В ответ раздались жидкие аплодисменты. Половина зала состояла из «злых татаровях», и они размышляли над этой песней. Хорошо, что постановщики не испугались, не пошли на поводу примитивной «политкорректности» и не убрали знаменитую антитатарскую песню Варлаама из спектакля. Очень прочищает мозги. Конечно, трудно представить исполнение подобной виртуальной, «зеркальной» по содержанию песни на сцене Большого театра в Москве татарским солистом. 
     Анжелина Швачка считается одной из лучших Кармен в Европе, «ярчайшей певицей» Национальной оперы Украины. Ее Кармен «в лосинах» перевозбудила всю Европу, она может увести за собой даже гей-парад. Женщина, безусловно, сверхтемпераментная, и ее можно смело было брать на главную роль в «Нимфоманку» Ларса фон Триера. Доводит Самозванца до изнеможения своим природным вулканическим эротизмом. Но временами двигается как-то прямолинейно, как механизм с подзаводом, и краски голоса тускнеют. Живет в Киеве рядом с Майданом и говорит, что вся квартира пропахла из-за этого жженой резиной. Швачка при всей страстности натуры не очень желала войти в роль Марины. Ей в этой сладкоголосой роли было узко. Пожалуй, идеальной Мариной Мнишек сегодня была бы сирена Ольга Пудова.
     Самозванец был ровным, «мейнстримовым» Самозванцем. Отлично он выглядел в корчме, там Почапский-Варлаам заставил его подтянуться. В целом «Борис Годунов» был явно слабее, чем вердиевский репертуар Шаляпинского фестиваля, и объективно в авторском музыкальном смысле, и в качестве голосов, и в исполнительском драматизме. Но идея была перспективной – цари народу уже порядком надоели. Ощущаешь, что страна на пороге протестантской духовной революции. Когда каждый человек ответствен перед Богом и совестью, становится гражданином и имеет частицу божественной свободы.

     Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (2)
Guest, 09.03.2014 в 15:35

А «Нимфоманку» Ларса фон Триера можно где-то посмотреть? Суждение о фильме как бы "общее место"?NETCAT_SMILE_SMILE А о чём фильм, вообще-то, кто в курсе? В СМИ часто мельтешит название.

УУСТИК, 10.03.2014 в 12:42

посмотри у романа