2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Барды

26 января 2017 года
Барды

     Все знающая википедия считает предшественниками бардов городской романс и конкретно Александра Вертинского. Она же определяет бардовское искусство как авторскую песню, где в одном лице совмещены автор музыки и текста, исполнитель, он же аккомпаниатор для себя на гитаре. Не могу не уважать авторитетного мнения, но, на мой взгляд, это не так. Массовое увлечение началось не с эмигрантских песен, а у костра первопроходца, строителя в тайге, геолога, покорителя семидесятой широты, альпиниста и туриста на привале. Полста лет тому назад страна жила великими стройками. А стройкам и проектам освоения далеких земель нужны были бескорыстные энтузиасты, готовые отправиться в дальние дали не за деньгами, а за «туманом». И такие люди были. Именно они, неся все свое имущество и гитары в дорожных сумках и рюкзаках, высаживались в необжитых местах, тайге, чтобы построить здесь ГЭС и новый город. Именно для их и пел ВИА «Пламя»: «На дальней станции сойду, трава по пояс…» Именно тогда в обиходе закрепилось слово «романтика» и появились романтики. Радиостанция «Юность», Александра Пахмутова, ведущие солисты советской эстрады и вокально-инструментальные ансамбли совместными усилиями создавали образ романтика, покорителя и созидателя. К этому нужно обязательно добавить, что и те, кто жил в городах, не миновал влияния романтики, так щедро она преподносилась молодым. И не на пустом месте возникло в те же годы такое мощное явление, как «шестидесятники». Это тоже романтики, правда, их корни берут начало не на великих стройках, а в надежде на коренное улучшение жизни в многострадальной стране. Они страстно хотели перемен.
     И вместе с тем все шестидесятники были тоже романтиками. Булат Окуджава тоже был романтиком. Даже сейчас, живя в другой стране, слушаешь его песни и понимаешь, что это не текст, а доверительный разговор с тобой, приглашение к размышлению о человеке, о твоей судьбе и судьбе твоей страны. Авторская песня как разговор с самим собой живет в душе и сердце каждого человека, только не каждому дано ее услышать. Б. Окуджава как настоящий поэт очень остро чувствовал настроение людей, их чаяния и мечты. А теперь, если хотите, называйте его бардом, певцом, музыкантом. А профессионалы от музыки с вами не согласятся, что он был певцом и музыкантом. Только в комплексе поэт, гитарист, певец и можно оценить его творчество. Точно так же и творчество В. Высоцкого.  
     К семидесятым авторская песня от костров и из кухонь вышла на сцену. И сразу нашла отклик в душе советского человека за правду и понятную философию. При этом автору не обязательно быть членом Союза писателей или композиторов. Зритель, слушатель одобряет, вот и хорошо. А уж куда смотрели при этом органы, не знаю. Видимо, оттепель размягчила их «холодный ум и горячие сердца» и они снизили планку в борьбе за верность ленинскому учению, партии и правительству.
     Авторская песня в Казани, как и во всей стране, развивалась традиционно. Но Казань - город студенческий, и это определяло некоторую специфику. Студенческая среда была далеко не однородной. Студенты КАИ, например, свысока относились к студентам КХТИ, а к университетским снисходительно. Особняком стояли медики и финансисты. Это разделение сказывалось и на творчестве самодеятельных авторов. Знатоки даже разделяют бардовские школы исполнительства на каевскую и университетскую. Я вникать в такие тонкости не могу, поэтому продолжу рассказ по своим лекалам и по волне своей памяти.
     Не знаю, как воспримут мое мнение другие, в том числе и наши корифеи авторской песни, я же как многолетний поклонник их творчества считаю, что настоящее развитие бардовская песня в нашем городе получила с открытием Молодежного центра. «Прописка» в МЦ оказала самое благотворное воздействие на деятельность клуба самодеятельной песни. Здесь они оттачивали свое мастерство, имея возможность общения с более разнообразной публикой, между собой и встречаясь с бардами из других регионов. А началось все обыденно и просто. В кабинете зам. директора МЦ встретились С. Овсяников - хозяин кабинета и неформальные лидеры бардовской песни Казани В. Муравьев, В. Боков и Б. Львович. Разговор шел об организации клуба самодеятельной песни. Собравшиеся ставили перед собой амбициозные цели: сделать Казань одним из центров самодеятельной песни в СССР. И, я считаю, им это удалось!
     Разгадка такого успеха проста. Во-первых, казанский МЦ был в то время лучшим по своему потенциалу Молодежным центром в огромной стране. Здесь в едином комплексе были возведены гостиница, концертный зал, бассейн, ресторан и много еще других подсобных помещений. Построенные в то же время молодежные центры в Целинограде, Ленинграде, Ереване и еще кое-где были куда скромнее. А во-вторых, в Казани были свои известные в стране барды (см. выше) и очень много молодых еще «необстрелянных» талантов. Поэтому первостепенными задачами были названы: создание системы отбора перспективных исполнителей, организация фестивалей и приглашение на казанскую сцену самых популярных бардов-исполнителей. И сразу можно сказать, что все поставленные цели были успешно реализованы. Заработала система прослушивания новых талантов на малой сцене. Именно на этой волне и вышел в «большой свет» наш молодой талант Леонид Сергеев.
     О приезжавших в Казань на гастроли можно писать бесконечно. Один только список их имен может занять ни одну страницу. Я напомню лишь самые громкие. На концертной сцене МЦ выступали: В. Высоцкий, М. Боярский, Ж. Бичевская и многие-многие другие. Например, многократно приезжали суперпопулярные Татьяна и Сергей Никитины. Казань превратилась в настоящий центр бардовской песни. Но и это еще не все. В зимне-весенний период регулярно стали проводиться фестивали.
     Сейчас молодые люди, наверное, не очень представляют причины популярности бардов. Для моего же поколения все здесь очень просто и понятно. Мы жили в стране запретов. Запрещено было многое: почти вся западная музыка, даже в области классики и балета. Мы легально не могли читать произведений М. Булгакова, А. Платонова, Н. Бердяева, А. Солженицына, С. Довлатова, И. Бродского, В. Аксенова, Б. Ахмадулиной, некоторые произведения Ф. Достоевского и еще многих других. О живописи я уж и не говорю. Советский Союз слыл самой читающей страной в мире. Об этом не перестают вспоминать люди, ностальгирующие по временам СССР. Но я ни разу не слышал от этих патриотов об удивительном способе чтения, присущем только нашей стране. Это умение читать между строк. Да-да, именно между строк. Способ при всей его экзотике прост. Читатель внимательно знакомится с текстом в газете или журнале и одновременно анализирует написанное с точки зрения поиска правды. Процесс нелегкий, требует внимания к мелочам и даже обстоятельствам публикации. Это и есть чтение между строк. А слушая бардов, читать между строк не было нужды. В творчестве бардов главным составляющим было СЛОВО. И слушатель интуитивно тянулся к этому, потому что в их словах он слышал правду. Особенно это проявлялось на фестивалях. В неформальной обстановке в кругу единомышленников бард мог позволить себе исполнить что-то экспериментальное и глубоко личное, задушевное. Отсюда и доверие к исполнителю и благодарное отношение к его творчеству. Фестивали в МЦ, конечно, не могли заменить, например, Грушинский фестиваль. Да такая задача и не ставилась. Задача была другая: создать праздник зрителю и обкатать начинающих, послушать признанных мэтров. Летом жизнь клуба затихала. Активисты ждали и готовились к фестивалям на свежем воздухе. Мне, к сожалению, не довелось побывать ни на одном из таких фестивалей. Но их отголоски еще долго в зимний период чувствовались на концертах в МЦ. Любой исполнитель на сцене выглядел гораздо привлекательнее, если он был отмечен на этом или подобных ему фестивалях.
     Сейчас бардовская песня не умерла, конечно, но и того, что было, тоже нет. Читать между строк уже не нужно. Врут везде, врут открыто и нагло. Молодежь купается в ритмах попсы, пиве и наркотиках. Им не нужно СЛОВО, иногда они даже и читать-то не умеют. Барды тех давно прошедших времен состарились, и сейчас, вспоминая о них, хочется пожелать им прежде всего здоровья и не забывать, что они кумиры в наших сердцах.  

     Юрий ШМЕЛЕВ.

     На снимке: Леонид Сергеев.


Комментарии (5)
Бари, 02.02.2017 в 01:49

NETCAT_BBCODE_QUOTE:
Молодежь купается в ритмах попсы, пиве и наркотиках. Им не нужно СЛОВО, иногда они даже и читать-то не умеют. Барды тех давно прошедших времен состарились,

==========================================
Ну вот, начал за здравие, а кончил опять про "молодежь нынче не та!" В глазах старших молодые всегда плохие?
А то, что старики старятся, это к сож правда. Я с трудом узнал Сергеева на фото.

Guest, 03.02.2017 в 10:16

Барды с менестрелями в век всеобщего потребительства и продажности не нужны. Никто сейчас не поедет "за туманом и за запахом тайги". В 60-е годы была романтика, были бескорыстные физики-лирики, был энтузиазм. И на концерты бескорыстных бардов ходили бескорыстные зрители, и они понимали друг друга. Это были самые лучшие и свободные годы. Все были немного романтики и понимали друг друга. А сейчас слово "бескорыстность" - ругательное. Если ты бескорыстный, значит дурак. И песни твои дурацкие.
А понятие "романтика" современному человеку непонятно. Как это можно поехать в Сибирь не за деньгами, а за запахом. Бред какой-то! Сейчас главная идея молодежи - бабки давай! Много и сразу! Молодежь сейчас не плохая, она другая, рыночно-потребительская и малообразованная. Такой заставляет их быть нынешняя мировая экономическая система. Никому не нужна мыслящая образованная молодежь. Нужны тупые роботы-исполнители. А им романтика непонятна и не нужна. Поэтому бардовская песня умерла вместе с ее носителями. Сейчас доживают ее последние остатки.

Сейчас на TV появились новые барды, которые поют про бабки и секс, и чем пошлее, тем лучше. И сидит на этих концертах публика для которой пошлость и юмор в пределах "пониже пупка повыше коленки" - это классно! Это именно та публика, которая нужна сейчас правящей мировой экономической элите.

Guest, 07.02.2017 в 23:11

А русский шансон -это современные барды?

Guest, 08.02.2017 в 07:38

Современный шансон также далек от бардовской песни, как тюремные палаты от палатки в тайге. Тогда на сцене выступали люди с чистой, почти детской совестью, люди звавшие в будущее, поющие для таких же романтиков, как и они. А в шансоне на сцене мы видим совсем других исполнителей. Они спекулируют на приблатненной тематике, называя песни душевными, а на самом деле лишь подражая страданиям юного сидельца или пахана смотрящего на зоне, выдавая себя за авторитетов уголовного мира.Это все далеко от реальной действительности. Слава Богу, уходят в прошлое те времена, когда одна половина населения сидела, а вторая половина ожидала своего похода на нары.

Guest, 08.02.2017 в 17:22

Слава Богу, уходят в прошлое те времена, когда одна половина населения сидела, а вторая половина ожидала своего похода на нары.
==========================================
А ты уверен? от сумы и тюрьмы...