Культура и искусство
Поддержка
Фонд Сары Садыковой поддерживает выдвижение на соискание Государственой премии Республики Татарстан им. Г.Тукая 2012 года доктора педагогических наук, кандидата искусствоведения, профессора Казанского федерального университета, заслуженного работника высшей школы и почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Салитовой Фариды Шарифовны за книги «Музыкальные драмы С.Сайдашева: роль жанра в становлении татарской профессиональной музыки» (Казань: Татар. Кн. изд-во, 1988) и «Салих Сайдашев. Жизненный и творческий путь» (Казань: Изд-во «Бриг», 2011).
Зерна
Раньше бананов не было. Чтобы поесть их, нужно было ехать в Москву. И вот как-то папа устроил для меня такую поездку, не за бананами, конечно, а так, для общего развития. Мне было интересно. Папа по этому случаю взял дорогие билеты в купейный вагон. Я сидела у окна и наблюдала, как мелькают за окнами сменяющие друг друга как в калейдоскопе пейзажи: то просторные поля, то возвышенности, то посадки, леса дремучие – и все это меня забавляло. Это чем-то напоминало кинофильм: вот старушка торопится с бидоном молока, вот несется стадо баранов, а вон гонят разномастных козочек на выпас, и вокруг маленькие домики бесчисленных деревень и поселков.
Стихи Леонида Топчия
Схороните меня на высоком степном кургане,
Огурец положите, поставьте бутылку вина.
И пусть яркое солнце играет в граненном стакане,
Из которого пил я при жизни до самого дна.
Шапито-шоу
Люди перестали понимать ангелов, но зато стали дружить с демонами. Почему? Да потому что с ними весело и прикольно. Фильм Сергея Лобана «Шапито-шоу» наводит на размышления о поврежденности современного разума, лишенного каких бы то ни было твердых оснований духовного закона и текущего в бессмысленной постмодернистской жиже «туда, не знаю куда». Человек, растворившийся в своих «рацио», «эрзацах» и виртуальных мирах, живущий в киберпространстве Интернета, оказывается неспособным жить в реальном мире. И не только жить, но и любить, сочувствовать, понимать.
Стихи Леонида Топчия
Я, похожий на осень,
На белесый туман в октябре,
Голова у меня,
Как трава по утрам, в серебре.
О кандидате на Государственную премию РТ им. Г. Тукая по литературе в 2012 г.
Сегодня вы причисляете себя к элите общества, как это было во времена СССР? Кто сегодня из русскоязычных татарских писателей заметен в русской литературе? Была ли у вас в начале творческого пути поддержка в Казани?
Стихи Леонида Топчия
Вспомни обо мне и позови.
Ты погладь мои седые волосы
И скажи мне тихим, нежным голосом
Что-нибудь такое о любви.
Постсоветский мир глазами классиков
20 лет назад на обломках Советского Союза образовалось 15 новых государств – неравнозначных осколков прежнего монолита. Общая история распалась на 15. Большинство исследователей советского периода изо всех сил пытаются с тех пор уследить одновременно за всеми. Как рассказывать о них?
Стихи Леонида Топчия
Наконец-то презлой, неистовый
Обессилел совсем мороз.
Так и тянутся к небу чистому
Молодые стволы берез.
Зерна
Стеклянное синее утро, огоньки на халвеющих снегах присыпаны битым стеклом – это упавшие с крыш сосульки. Это стекло скоро растает и станет водой. Март-водогон, ветрогон, все без правил, все на грани, в отрыве от привычного, все смещается с привычных орбит. Город становится как графический рисунок. Деревьев вычернь, прослезившиеся окна, хряская грязь перемешалась со снегом под ногами. Прослякотели все улицы. Математика рушится в черные пропасти, уже ничего не просчитать, все безудержно, хаотично – Март! Я иду головатой гориллой или скифской царевною? Я думаю, но не знаю сама и о чем. Кислятится, слякотно, все кашляют и чихают на все. Март не только любовь, но и насморки, простуды и слабости. Но с крыш снова капает, и, кажется, город хлопает в гигантские ладоши и вызывает всех, как актеров, на бис. И каждый играет свой спектакль. Март – это не антракт, это продолжение спектакля под названием Жизнь.