Для чего нужна классификация процессов в бизнесе
Почему так важно правильно классифицировать те бизнес-процессы, которые осуществляются на производстве? Классификация бизнес-процессов необходима, чтобы руководство компании отдавало себе отчет в том, для какой цели нужен тот или иной процесс, проходит ли он в условиях предприятия. Кроме того, бизнес-процессы должны выстраиваться специалистами в удобную схему, способную сделать их взаимозаменяемыми и взаимодублирующими. В такой схеме не может быть пустого места – вся деятельность предприятия должна такими процессами охватываться.
Конечная цель любого бизнес-процесса заключается в создании услуг и товаров для клиентов. Обратная сторона этого – обеспечение стабильного развития самой компании. Зная, какие бывают процессы, какова их классификация, руководитель предприятия способен более эффективно им управлять, поскольку понимает, насколько правильно разработана бизнес-схема в целом.
Процессы, проходящие внутри компании, называются внутренними. Однако если в схему включен потребитель или сторонняя организация (контролирующий орган, поставщик и так далее), то такие процессы будут уже внешними.
Все бизнес-процессы делятся на два типа в зависимости от их значимости. Это:
- функциональные;
- структурные.
В производстве, продвижении товаров, поиске потребителей и целевой аудитории используются процессы функциональные. Цель процессов структурных – это развитие бизнеса, поддержка его существования. К ним относится система управления ресурсами и персоналом.
Воздействие на добавочную стоимость продукции определяет еще одну классификацию бизнес-процессов:
- основные;
- вспомогательные (дополнительные);
- управленческие.
Основные процессы нужны для создания товара либо услуги, а также добавления стоимости продукта (к примеру, разработка и выпуск фирменной упаковки для продукции). Дополнительные процессы обеспечивают управление. Деньги на их осуществление от потребителя не поступают, однако без таких схем компании не обойтись. Что же касается процессов управленческих, то они необходимы, чтобы руководство предприятия могло контролировать все происходящее в компании и на производственных площадках.
Чтобы не запутаться во множестве проходящих бизнес-процессов, для контроля за каждых из них должен быть назначен отдельный руководитель. В противном случае не исключено пересечение систем и путаница – например, бухгалтеру не стоит вмешиваться в схемы доставки и логистики.